Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) намерена разработать пакет предложений по включению инструментов и принципов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для использования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Круглый стол с участием председателя Национального управляющего органа от Российской Федерации по сотрудничеству в рамках Правил официальных испытаний сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов (Кодексов ОЭСР по тракторам) Вадима Пронина и других экспертов по вопросам использования лучших практик ОЭСР в работе ЕАЭС впервые прошел на площадке Евразийской экономической комиссии в Москве.
В приветственном слове от лица Первого заместителя Председателя правительства Российской Федерации Игоря Шувалова, отмечено, что интеграция в мировую экономику требует «разговора на одном языке» со странами-партнерами. Лучшие практики ОЭСР в существенной степени способствуют такому взаимодействию.
«ОЭСР обладает общепризнанной экспертизой в области экономического анализа. Инструментарий ОЭСР основан на лучшем мировом опыте. Мы предлагаем сторонам совместно выработать предложения по применению стандартов ОЭСР в рамках ЕАЭС», – отметила член Коллегии (министр) по торговле ЕЭК Вероника Никишина.
По мнению министра, в ходе диалога со странами евразийской «пятерки» и подразделениями Комиссии, важно определить общие подходы к внедрению на наднациональном уровне стандартов ОЭСР, которые позволят повысить эффективность ЕАЭС. Комиссия также может стать площадкой для обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов национальных повесток государств ЕАЭС.
Участники встречи отметили, что учет наилучших практик ОЭСР и включение прогрессивных норм необходим при разработке торговых соглашений. Ряд инструментов, предлагаемых ОЭСР, позволит выявить и сократить барьеры внутри ЕАЭС. Мониторинг страновых показателей индикатора упрощения процедур торговли ОЭСР/ВТО и работа по улучшению рейтинга стран ЕАЭС могут привести к значительному снижению стоимости поставок. Применение практики ОЭСР в области цифровой экономики, экологии и «зеленой экономики» будет способствовать развитию экономики Союза в целом и его государств-членов в частности, повышению ее эффективности и конкурентоспособности.
Как считают эксперты, использование принципов ОЭСР обеспечивает новое качество экономики благодаря изменениям в государственном регулировании. При этом использование уже существующих практик дает возможность существенно снизить финансовые и временные издержки.
Участники семинара согласились, что включение в право ЕАЭС наилучших практик ОЭСР является логическим продолжением развития интеграционного объединения.
Справка
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.
ОЭСР занимает особое положение в системе международных институтов. Сегодня в ОЭСР входит 35 государств, в том числе членов ЕС. На долю государств ОЭСР приходится около 60 % мирового ВВП.
Практически все страны ЕАЭС, так или иначе, уже имеют опыт работы с ОЭСР. Сегодня эта организация представляет собой глобальный think tank, который работает для того, чтобы помочь правительствам разных стран выработать наиболее эффективные подходы по обеспечению экономического роста. Рейтинги ОЭСР зачастую представляют собой понятный ориентир для инвесторов и политиков во всем мире, а сама организация реализует стратегию глобального партнерства.
По материалам сайта http://www.eurasiancommission.org
18 и 19 апреля на Поволжскую МИС поступили четыре почвообрабатывающие машины производства ООО «Пензагрореммаш» (г. Пенза): почвообрабатывающий агрегат универсальный комбинированный ПАУК-4,5, два культиватора комбинированных – навесной КНК-8,5 и прицепной КПК-12-04, и борона гидрофицированная прицепная – БГП-12.
Орудие ПАУК-4,5 навесного типа, агрегатируется с тракторами тягового класса 2-3. Изготовитель предлагает использовать его для основной обработки стерневых фонов, предпосевной культивации почвы под посев зерновых, пропашных, технических культур и ухода за парами. ПАУК-4,5 имеет три типа рабочих органов: плоскорежущие лапы, батареи ножевых дисков и планчатые роторы. Агрегат за один проход выполняет: рыхление и послойное крошение почвы на глубину 6-16 см, подрезание и уничтожение сорной растительности, выравнивание и уплотнение почвы.
Культиваторы КНК-8,5 и КПК-12-04 разработаны для предпосевной и паровой культивации с одновременным выравниванием и прикатыванием поверхности почвы. КНК-8,5 спроектирован для агрегатирования с тракторами тягового класса 2-3, а КПК-12-04 для – 4 и 5. У культиватора КНК-8,5 на 3-х секционной гидравлически складывающейся раме в два ряда установлены 31 стрельчатая лапа шириной захвата 330 мм, 4 выравнивателя и 4 секции катков.
Представленный на испытания культиватор КПК-12-04 имеет трехрядное расположение рабочих органов – 43 стрельчатые лапы шириной захвата 330 мм, 6 секций пружинных боронок. Возможна комплектация культиватора 6 секциями выравнивателей и катков.
Борона БГП-12 является новинкой ООО «Пензагрореммаш» и предназначена для закрытия влаги, уничтожения всходов сорняков, рыхления поверхности почвы, довсходового и послевсходового боронования, равномерного распределения стерни и растительных остатков по полю.
Программой испытаний предусмотрено проведение агротехнической, эксплуатационно-технологической оценок, а также оценки надежности и безопасности конструкции с целью верификации показателей назначения орудий, декларируемых в технических условиях.
Пресс-служба ведомства сообщает, что по состоянию на 10 апреля 2017 г. в рамках работы по Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» Минпромторгом России выданы положительные заключения 56 российским предприятиям, выпускающим сельскохозяйственную технику.
Программа реализуется Минпромторгом России с 2013 года совместно с Минсельхозом России, который является главным распорядителем бюджетных средств по данному Постановлению. Перечень «аккредитованных» производителей, реализующих сельскохозяйственную технику и оборудование в соответствии с Правилами предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники опубликован на сайте аграрного ведомства (http://mcx.ru/activity/state-support/measures/machinery-subsidy/info-2017-god/ )
В 2016 году сельхозтоваропроизводителями с помощью субсидий было приобретено 13 383 единиц сельскохозяйственной техники. При этом, в 2017 году на поддержку предусмотрено 13,7 млрд. рублей.
Размер субсидии на сельскохозяйственную технику составляет 15% на территории Российской Федерации, а при реализации техники сельхозтоваропроизводителям, расположенным в Сибири, на Дальнем Востоке, Республике Крым и Калининградской области – 20%.
Стоит подчеркнуть, что выпускаемая номенклатура сельскохозяйственной техники, на которую предоставляются субсидии, включает в себя свыше 2 500 различных моделей и модификаций как самоходной техники (комбайны и сельскохозяйственные трактора), так и прочей прицепной и навесной техники, пользующейся огромным спросом и авторитетом среди представителей агробизнеса не только на территории России, но и за рубежом.
13 апреля 2017 года специалисты Поволжской МИС провели испытания подборщика PS 511 в с. Кожино Арзамасского района Нижегородской области. Подборщик PS 511 (производства ООО «Гримме-Русь») предназначен для перемещения, транспортировки и выгрузки картофеля из хранилища.
Подбор находящегося в хранилище картофеля производится с помощью приемного транспортера, с которого продукт затем передается по телескопическому отводящему транспортеру на последующую машину (например, двойной ленточный транспортер). Отводящий транспортер опирается на вращающийся диск, за счет чего обеспечивается его поворот в каждое желаемое направление. Высота передачи с отводящего транспортера на последующую машину может быть установлена индивидуально.
Отличительной особенностью новой модели от ранее испытанного подборщика PS 500 является установка собственной гидравлической системы. На машине установлен электрический двигатель 7,5 кВт, который приводит в действие гидравлический насос, и всё дальнейшее управление осуществляется посредством гидросистемы.
Испытания подборщика PS 511 проведены на подборе картофеля из хранилища с последующей транспортировкой на сортировочный стол.
В ходе испытаний была проведена техническая экспертиза конструкции машины, оценка безопасности, эксплуатационно-технологическая и агротехническая оценки. В настоящее время подборщик проходит испытания на надёжность.
По результатам испытаний подборщика PS 511 будут подготовлены соответствующие рекомендации, как для завода-изготовителя, так и для аграриев.
В апреле на Южном Урале состоится официальное открытие нового предприятия по сборке техники для аграриев. Информация об этом прозвучала на областном инженерном совещании, организованном Минсельхозом Челябинской области для главных инженеров и руководителей сельхозпредприятий.
Как отметил начальник отдела по технической политике областного Минсельхоза Александр Саплин, модернизация сельхозпроизводства на Южном Урале продолжается и за счет возрождения внутриобластного производства сельхозтехники: в регионе сегодня создается кластер сельхозмашиностроения.
По его словам, в апреле состоится официальное открытие нового предприятия – Троицкого тракторного завода, в марте с его конвейера сошел первый трактор К 704 «Станислав». Планируемый объем производства – до 20 тракторов в месяц, в будущем предприятие намерено увеличить объемов производства.
Также на областном агрономическом совещании в конце марта аграриям презентовали универсальный почвообрабатывающий посевной агрегат. Его разработали в Челябинском НИИСХ, а собирать будут на базе компрессорного завода (ЧКЗ).
Стоит отметить, что в прошлом году Минсельхоз Челябинской области на конкурсной основе выделил ученым Челябинского НИИСХ субсидию на разработку технической документации этой технической новинки.
- Фактически речь идет о возрождении сельхозмашиностроения, - прокомментировал министр сельского хозяйства Челябинской области Сергей Сушков. - У нас есть «Варнаагромаш», «Заря» (Миасс), Троцкий тракторный завод, где начали собирать Кировцы, в Федоровке освоили сборку белорусских МТЗ. И теперь вот появился компрессорный завод. Я бы хотел попросить наших аграриев… Понятно, что импортная техника - дело хорошее. Но сегодня нужно жить по средствам. Поэтому хотелось бы, что вы поддержали отечественных производителей, а наше ведомство со своей стороны сделает все возможное для их поддержки.
ИА «Светич»
Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев 31 марта 2017 года утвердил соответствующее постановление Правительства РФ №396. Подписанным постановлением параметры финансирования государственной программы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Также в структуру государственной программы интегрируется приоритетный проект «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» на реализацию которого в 2017 г. выделяется 728,4 млн. руб.
На подпрограмму «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» в бюджете заложено на 2017 г. – 94,05 млн. руб., на 2018 г. – 91,08 млн. руб., на 2018 г. – 91,08 млн. руб. и на 2019 и 2020 гг. по 89,1 млн. руб.
Согласно опубликованной на сайте Минсельхоза России справке о ходе и результатах реализации в 2016 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в рамках реализации подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» в 2016 году осуществлялось мероприятие «Обновление парка сельскохозяйственной техники», на реализацию которого Законом о бюджете на 2016 год были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 1862 млн. руб.
В соответствии с Планом действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым от 1 марта 2016 г. № 1349п-П13, утверждена программа сельскохозяйственного машиностроения на 2016 год (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 марта 2016 г. № 501-р).
На реализацию указанной программы были выделены бюджетные ассигнования в размере 8,5 млрд. руб., из них на субсидирование производителей сельскохозяйственной техники – 8 млрд руб., на обновление учебной базы инженерных факультетов сельскохозяйственных высших учебных заведений – 0,5 млрд. руб.
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. № 2699-р на субсидирование производителей сельскохозяйственной техники направлены дополнительные бюджетные ассигнования в объеме 1,3 млрд. руб.
Таким образом, на субсидирование производителей сельскохозяйственной техники в 2016 году было направлено 11,2 млн. руб.
В 2016 году производителями сельскохозяйственной техники было реализовано сельскохозяйственным товаропроизводителям 17 483 единицы техники, в том числе 3120 зерноуборочных комбайнов, 1092 тракторов и 260 кормоуборочных комбайнов, 13 011 единиц других видов техники.
По данным Минпромторга России, государственная поддержка способствовала тому, что в 2016 году производство сельскохозяйственной техники в России выросло на 58% (с 55,7 млрд. руб. до 88,2 млрд. руб.), в том числе производство энергонасыщенных тракторов – в 2,1 раза (с 6,4 млрд. руб. до 13,4 млрд. руб.) а доля российских предприятий на рынке – на 14 п.п. (с 40% до 54%). В 2016 году на рынок выведены 75 новых моделей машин.
По состоянию на 1 января 2017 г. в агропромышленном комплексе органами Гостехнадзора зарегистрировано 400,9 тыс. тракторов, что на 9 тыс. меньше, чем по состоянию на 1 января 2016 г. (409,9 тыс.), 129,6 тыс. зерноуборочных комбайнов, соответственно на 1,2 тыс. больше (128,3 тыс.) и 15,1 тыс. кормоуборочных комбайнов – на 0,7 тыс. меньше по сравнению с 2015 годом (15,8 тыс.). Органами Гостехнадзора кроме сельскохозяйственных организаций учитывается наличие техники также в крестьянских (фермерских) хозяйствах и в предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности.
Парк техники в сельскохозяйственных организациях по некоторым видам техники обновляется: доля тракторов со сроком эксплуатации свыше 10 лет в 2016 году составила – 59,6% (в 2015 году – 60,3%). По зерноуборочным комбайнам эта доля осталась на прежнем уровне по сравнению с 2015 годом – 45,4%, по кормоуборочным – увеличилась до 44,4% (в 2015 году – 42,9%).
По данным Росстата в 2016 году на территории Российской Федерации произведено 6623 сельскохозяйственных трактора, что на 26,7% больше, чем за аналогичный период 2015 года (5226 шт.), изготовлен 6431 зерноуборочный комбайн, что на 40,3% больше, чем за аналогичный период 2015 года (4583 шт.), а также произведено 988 кормоуборочных комбайнов, что на 59,6% больше, чем за аналогичный период 2015 года (619 шт.).
Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций снижается: в 2016 году она составила 148,8 л.с. на 100 га посевных площадей, что ниже уровня 2015 года (149 л.с.). Это объясняется приобретением сельскохозяйственной техники большей единичной мощности по сравнению с имеющейся и выбывающей.
Обновлению парка техники способствовали региональные программы и институты развития (АО «Росагролизинг» и АО «Россельхозбанк»). Так, в 2016 году в 55 субъектах Российской Федерации действовали региональные программы, которые предусматривали компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (в 2015 году – в 52, в 2014 году – в 49, в 2013 году – в 39), с общим объемом финансирования из региональных бюджетов 10,1 млрд. руб. (в 2015 году – 10 млрд. руб., в 2014 году – 8,8 млрд. руб., в 2013 году – 4 млрд. руб.).
В 2016 году АО «Росагролизинг» поставлено на условиях лизинга 6151 ед. сельскохозяйственной и автомобильной техники, что на 51,1% больше по сравнению с 2015 годом, на общую сумму 19,6 млрд. руб., или на 63,3% больше по сравнению с 2015 годом, в том числе – 1058 тракторов и 1356 комбайнов. В 2016 году АО «Россельхозбанк» предоставило заемшикам кредитов на покупку сельскохозяйственной техники на 9,2 млрд. руб., что на 51,7% больше по сравнению с 2015 годом, за счет которых сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено 720 тракторов (6,4% от общего количества приобретенных тракторов), 953 комбайна (13,6% от общего количества приобретенных зерно- и кормоуборочных комбайнов).
По материалам сайта: www.mcx.ru
7 апреля в Минсельхозе России состоялось заседание Коллегии «О результатах деятельности в 2016 году, целях и задачах на 2017 год», в котором принял участие директор ФГБУ «Поволжская МИС» В.М.Пронин. В мероприятии участвовали Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, его заместитель А.В. Дворкович, руководители министерств и ведомств, субъектов РФ, региональных органов управления АПК, отраслевых союзов и ассоциаций, ученые, эксперты.
Д.А. Медведев: утверждена новая редакция госпрограммы Председатель Правительства РФ был впервые на коллегии МСХ. Открывая заседание, он отметил стабильное развитие аграрного сектора:
– Только в прошлом году рост производства сельхозпродукции составил более 4%. Это стало возможным благодаря беспрецедентной господдержке. Только в 2016 году на реализацию госпрограммы мы направили 223 млрд рублей…
Мы заметно продвинулись в реализации каждой из основных целей госпрограммы развития сельского хозяйства. Во-первых, мы укрепили продовольственную безопасность нашей страны за последнее время, причём очень существенно. Обеспечиваем себя и зерном, и картофелем, и сахаром, и растительным маслом, и мясом. Это пять из восьми показателей Доктрины продовольственной безопасности. По итогам прошлого года эта обеспеченность стала ещё выше… Заметно выросло производство овощей и фруктов. Есть положительная динамика по производству мяса, причём она в ряде случаев весьма положительная, хотя в основном за счёт производства мяса птицы и свинины.
Что касается оставшихся трёх показателей доктрины, то здесь тоже есть движение вперёд. Почти достигнуто пороговое значение по рыбе. Мы увеличили производство соли. По молоку пока ситуация менее благоприятная, мы остаёмся на уровне 2015 года.
По большинству показателей Доктрина продовольственной безопасности выполнена. Именно поэтому в прошлом году шла активная работа над её корректировкой… Речь идёт о введении показателей по производству овощей и бахчевых культур, фруктов и ягод. Считаю, что мы набрали очень приличный темп по импортозамещению на продовольственном рынке. Сегодня мы не только себя кормим, но и экспорт увеличиваем, учимся на этом зарабатывать. Напомню, что в прошлом году выручили порядка 17 млрд долларов.
Ещё одну вещь хочу сказать. Ограничения по ввозу импортной продукции, сырья и продовольствия в Россию сохраняются, так что мы работаем абсолютно спокойно. Наши партнёры не прилагают никаких усилий для того, чтобы мы свою позицию поменяли. Давайте не будем их разочаровывать, нам от этого только лучше.
Также вполне успешно развиваем сотрудничество с Евразийским союзом. Это огромный рынок, где мы можем присутствовать. И их продукты, продовольствие на нашем рынке появляются. Так что наш общий рынок будем развивать.
Во-вторых, мы стараемся сделать наше сельское хозяйство более конкурентоспособным – и за рубежом, и на внутреннем рынке. Один из наиболее эффективных путей в этом направлении – развитие малого и среднего агробизнеса, тем более что значительная часть российской сельхозпродукции производится в фермерских хозяйствах, в личных хозяйствах. Однако большинство из них, конечно, работает на технике, которую давно пора обновить, работает по старым технологиям. Хозяйства страдают от нехватки средств. Поэтому в госпрограмму включены и меры по поддержке МФХ. В прошлом году на эти цели направлялось более 10 млрд рублей. Для начинающих фермеров в 2016 году средний размер гранта, напомню, вырос более чем на 10%. Гранты для владельцев семейных животноводческих ферм увеличились в среднем на 20%.
Эта система поддержки позволила обновить свою материально-техническую базу 164 сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Мы им будем помогать и дальше. По итогам форума в Сочи я дал поручение проработать вопрос о программе поддержки сельскохозяйственной и потребительской кооперации.
За последние пять лет фермеры оформили в собственность более полумиллиона гектаров, точнее 663 тыс. Спрос на участки, пригодные для сельского хозяйства, сохраняется. Поэтому в прошлом году был принят закон, который упрощает возврат земель сельхозназначения в оборот.
В-третьих, мы работаем для того, чтобы упростить аграриям доступ к деньгам, чтобы можно было и взять короткий кредит на сезонные работы, и сделать долгосрочные инвестиции, обновить технику, естественно, приобретать горючее…В прошлом году наши сельхозпроизводители взяли кредитов на 1,5 трлн рублей. Это практически на треть больше, чем в 2015 году. По ряду направлений субсидирования мы видим неплохой результат. Если взять обновление сельхозтехники, её производство в нашей стране выросло более чем в полтора раза – на 58%. Аграрии стали покупать наши машины, причём делают это осознанно.
И в-четвёртых. Достаточно эффективно продолжает действовать программа, которая обеспечивает устойчивое развитие сельских территорий…В прошлом году более полумиллиона квадратных метров было построено – 609 тыс… Нужно продолжить работу по газификации сельскохозяйственных территорий…В прошлом году на селе появилось около 500 км новых автодорог. Хотя темпы могут быть больше. Всё зависит от финансирования…. Нужно сделать всё, чтобы создать на селе нормальные условия жизни, поэтому развитие сельских территорий должно быть для нас в приоритете.
Коллеги, я неделю назад утвердил новую редакцию государственной программы. Особое внимание в ней уделяется таким направлениям, как техническая и технологическая модернизация отрасли, стимулирование инвестиций в АПК. Чтобы нашу сельхозпродукцию лучше покупали за рубежом, она должна соответствовать стандартам качества. Решать эту задачу, как и, в целом, задачу продвижения на внешние рынки, мы будем в рамках реализации приоритетного проекта по увеличению экспорта продукции АПК.
Мы изменили правила предоставления субсидий, сделали их более гибкими. Ввели с 2017 года так называемую единую, или, как иногда говорят, консолидированную, субсидию. Теперь регионы сами должны решать, какие направления сельского хозяйства они будут поддерживать.
И вот ещё что хотел сказать. Появились комментарии о каких-то будущих урезаниях денег на программу развития сельского хозяйства. Что хотел бы заметить? Опубликованные цифры, которые в программе есть, на период 2018–2020 годов, по сути, носят ориентировочный характер и, скажем прямо, в значительной мере направлены на балансировку бюджета. Мы и раньше утверждали цифры меньшие, а доводили больше, как в этом году, как в прошлом году, как в позапрошлом году. Я лично принимал решение о сохранении финансирования сельского хозяйства на 2017 год практически в прежних объёмах. Тем более мы по ряду позиций к этому вопросу ещё вернёмся. По сути, это наша защищённая статья. Так будем делать и впредь, на период 2018–2020 годов. Хочу, чтобы вы от меня это услышали.
А.Н.Ткачёв: нужны еще 36 млрд рублей
Аграрный министр информировал:
– По многим позициям мы достигли рекордных показателей. В растениеводстве рост составил почти 8%, собран рекордный урожай зерновых – свыше 120 млн т. Россия вернула себе статус ведущей зерновой державы, стала мировым лидером по экспорту пшеницы.
За счёт ввода новых, современных теплиц сбор тепличных овощей увеличился на 15%. Рост также наблюдается в пищевой и перерабатывающей промышленности, которая занимает одно из ведущих мест в структуре промышленного производства России с долей 15% и объединяет более 30 самостоятельных отраслей. Многие из них, например масложировая, сахарная, кондитерская, мясоперерабатывающая, демонстрируют серьёзный экспортный потенциал.
Важный показатель, где пока не удаётся увеличить долю отечественной продукции, – молоко. По итогам года обеспеченность на уровне 82%. Доктрина предполагает 85% и выше. Важно продолжить стимулировать производство молока и говядины, тепличных овощей, а также закладку новых садов, поскольку здесь мы всё ещё зависим от импорта.
По итогам прошлого года сохранился рост инвестиционной активности: на один рубль господдержки привлекалось до семи рублей инвестиций. Это говорит о том, что экономические рычаги, стимулирующие развитие отрасли, работают эффективно.
Мы также фиксируем существенный рост кредитования отрасли. У Россельхозбанка как основного института развития отрасли объёмы кредитования сельского хозяйства выросли в 1,6 раза – до 1 трлн рублей. На втором месте по активности – Сбербанк. Растёт заработная плата в сельском хозяйстве – плюс 12% по итогам года (в среднем по стране – до 24 тыс. рублей).
Господдержка позволяет сохранять на приемлемом уровне рентабельность производства. Растёт число прибыльных хозяйств. Уже практически в каждом субъекте Федерации число прибыльных, вышедших из банкротства и состоявшихся предприятий превышает 80%, хотя пять лет назад цифры были 50–60%. То есть серьёзные, позитивные перемены.
Наиболее динамично развивающимся сектором аграрной экономики остаются фермерские хозяйства. Рост производства превысил 14% в 2016 году. Для сравнения: в сельхозорганизациях рост составил 8%. Да, база была ниже, и, конечно, рост более выразительный, тем не менее, с каждым годом вклад фермеров в общий каравай стабильно растёт. На сегодняшний день на их долю приходится более 12% от общего объёма сельхозпроизводства.
Крупные комплексы являются локомотивом развития сельских территорий, поскольку там, где они создаются, проводятся дороги, свет, газ и другая инфраструктура. Но наряду с ними фермеры могут стать средним классом на селе и фундаментом отрасли. Именно поэтому поддержка фермеров является приоритетным направлением работы министерства, и в новом механизме льготного кредитования мы зафиксировали 20-процентную квоту для МФХ.
Второй год реализуются меры по поддержке кооперации на селе. В 2016 году Правительство удвоило объёмы финансирования по этому направлению, что позволило в два раза увеличить число кооперативов, получивших грантовую поддержку.
По итогам переписи, проведённой в 2016 году, за последние 10 лет площадь земель, используемых фермерами, выросла более чем на 40%.
Чтобы стимулировать целевое использование сельхозземель, в прошлом году был принят федеральный закон, который усовершенствовал процедуру изъятия земель. И мы сразу увидели позитивную динамику. По итогам года Россельхознадзор передал материалы для запуска процедуры изъятия земель у недобросовестных собственников на площади 34 тыс. га – это в два раза больше, чем в 2015 году. Суды приняли решения об изъятии 10 тыс. га таких земель – это в четыре раза больше, чем годом ранее. В то же время это только начало пути.
Прошу регионы активизировать работу по вовлечению в оборот пустующих земель. Потенциал здесь неисчерпаемый. Мы можем вернуть в оборот до 10 млн га сельхозземель, а значит, получить больший урожай, в том числе кормовых культур и овощей.
Со своей стороны, мы продолжим работу над совершенствованием земельного законодательства, чтобы максимально учесть интересы аграриев и передать землю в руки эффективных собственников.
На сегодняшний день доля мелиорированных земель в России достигает 6% от площади пашни. Для сравнения: в Соединённых Штатах Америки – 40%, в Китае – 55%, в Германии – 45%. В этом году впервые за всю историю финансирование программы развития мелиорации сельхозземель увеличено в 1,5 раза. Это позволит ввести в эксплуатацию дополнительно почти 100 тыс. га мелиорируемых земель.
Регионы активно включились в реализацию программы. В засушливых территориях – Республике Крым, Волгоградской, Саратовской областях, Ставропольском крае, Калмыкии и ряде других – за счёт полива урожайность возрастает в два раза по зерновым, кукурузе, масличным, а также овощам.
Для Центрального Нечерноземья, где земли заболочены, мы предусмотрели поддержку на внесение мелиорантов, понижающих кислотность почв. Специалисты считают Нечерноземье зоной гарантированного урожая даже в самые засушливые годы. Наша задача – за счёт раскисления почв и внесения минеральных удобрений сделать эти земли плодородными. Это наш резерв.
Ещё одним направлением нашей работы является развитие отечественной селекции и генетики.
В животноводстве ситуация несколько лучше, чем в растениеводстве, где высока зависимость от импортных семян. Напомню, что доля импортных семян сахарной свёклы – 80%, семян кукурузы – 44%, семян подсолнечника – 53%. По семенам овощей и картофеля эта зависимость достигает 50%. Племенное поголовье свиней и мясного скота имеется в необходимом количестве для нормального развития.
В молочном скотоводстве мы продолжаем закупать за рубежом порядка трети от общего объёма племенного молодняка. Но тенденции позитивные. За последние четыре года импорт молочного скота сократился на 40%.
В птицеводстве зависимость от импортного племенного материала достигает 80–90%. Ежегодно мы закупаем 7 млн суточных цыплят и 830 млн инкубационных яиц. Перед селекционерами стоит задача создания отечественных пород высокопродуктивной птицы. Для стимулирования работы в этом направлении мы субсидируем строительство селекционных центров. Первые 10 селекционно-семеноводческих центров и 4 селекционно-генетических центра уже получили поддержку. Это позволит к 2020 году снизить поставки импортных семян почти в два раза: семян сахарной свёклы – до 50%, кукурузы и подсолнечника – до 30% и картофеля – до 40%. К 2020 году мы планируем полностью обеспечить потребности внутреннего рынка в молочном скоте, а к 2025 году снизить долю использования импортного племенного материала в птицеводстве до 60%.
В этом году мы планируем представить на обсуждение проект программы кадрового обеспечения отрасли.
Повышать условия жизни на селе призвана программа устойчивого развития сельских территорий. На её реализацию в прошлом году было направлено почти 13 млрд рублей. В текущем году на эти цели предусмотрено 15 млрд. В полтора раза увеличено финансирование строительства дорог в сельской местности.
Вылов рыбы и других водных биоресурсов в 2016 году вырос на 6% и достиг почти 5 млн т. Импорт рыбной продукции в Россию снизился на 10%. Экспорт рыбы, напротив, вырос на 10%. В отрасль приходят инвестиции, растёт рентабельность и число прибыльных организаций.
Хочу подчеркнуть, что наша главная цель – сохранить позитивную динамику, которую отрасль демонстрирует все последние годы, повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Это важно, как в случае снятия санкций, так и для освоения внешних рынков. Российский АПК переживает трансформацию: если раньше мы говорили об импортозамещении, то теперь настало время делать упор на увеличение экспорта. По итогам года объём продовольственного импорта снизился на 6% – до 25 млрд долларов, тогда как экспорт вырос на 5% – до 17 млрд долларов. Импорт в нашу страну по-прежнему достаточно высок – 25 млрд долларов. Но пять лет назад это была цифра за 40 млрд. Мы неуклонно снижаемся. Тем не менее, мы должны активно заниматься экспортом.
Удалось сократить поставки импортной мясной продукции, овощей и картофеля, обеспечить рост экспортных поставок свинины, мяса птицы, пшеницы, кукурузы, растительных масел, сахара. Перед нами стоит ряд задач по дальнейшему продвижению продовольственного экспорта.
Увеличить поддержку льготного кредитования
По поручению Правительства с 1 января консолидированы меры господдержки. Теперь регионы могут сами оперативно распределять средства и направлять их в региональные точки роста.
В 2017 году на мероприятия в рамках единой субсидии предусмотрено 36 млрд рублей. Дефицит средств на 2017 год не позволил учесть дополнительную потребность в средствах на закладку садов и поддержку фермеров для сохранения набранных темпов. А эти меры поддержки пользуются повышенным спросом в регионах. В очереди на получение грантов стоят порядка 7 тыс. фермерских хозяйств и сотни кооперативов. Дополнительная потребность на гранты малым формам составляет более 12 млрд рублей, если мы хотим удовлетворить весь спрос.
Дмитрий Анатольевич, Вы говорили, что при увеличении доходной части бюджета – в течение года или во второй части – эти доходы могут быть выделены как дополнительные, чтобы поддержать аграрный сектор. В случае корректировки бюджета в 2017 году просим предусмотреть возможность выделения дополнительных 10 млрд на единую субсидию, для того чтобы регионы могли по позициям, о которых я говорил выше, чётко выполнять свои обязанности.
В этом году заработало льготное кредитование по ставке не более 5%. В программе участвует более 25 банков. Сейчас рассматриваем возможность снижения требований к размеру уставного капитала банка с 20 млрд до 10 млрд рублей, что расширит круг ещё на 30 аккредитованных банков. Конкуренция среди банков привела к снижению ставки до 2–3%, не выше 5%. Это стало возможным благодаря этим подходам.
Конечно, есть ещё определённые нарекания, как и всегда бывает с нововведениями. Их необходимо в течение года устранить. Чтобы расширить число получателей льготных кредитов, мы предлагаем регионам не только определять лимит по направлениям, но и устанавливать на уровне региона максимальный размер кредита на одно предприятие. Такое ограничение верхней границы позволит снизить объём льготного кредитования на одно предприятие и предоставить субсидии большему количеству заёмщиков.
Льготные кредиты оказались настолько востребованными, что предусмотренные средства уже практически полностью освоены. Чтобы обеспечить краткосрочными кредитами осенние полевые работы, вторую часть года, чтобы провести удачно и своевременно уборочную кампанию, нам необходимо в том числе, если будут дополнительные доходы, 9 млрд рублей. Понятно, что 6 млрд, которые сегодня есть, все расходованы. Хотелось бы, чтобы все заявки на инвесткредиты были удовлетворены именно по ставке 5%. И на это нужно ни много ни мало тоже дополнительно порядка 10 млрд рублей.
Дефицит средств повлечёт за собой отказ инвесторов от реализации новых аграрных проектов в текущем году. А с учётом инерции отрасли в 2019–2020 годах мы можем столкнуться с сокращением производства.
В последние годы Правительство оказывает беспрецедентную поддержку сельхозмашиностроению. Уже практически бюджет был свёрстан, и мы получили 10 млрд. И конечно, невероятный эффект, что настолько активно могут заработать заводы, настолько наша продукция будет конкурентоспособной и селяне по-настоящему обратят внимание на наше российское сельхозмашиностроение. Скажу честно, казалось, что его уже нет, что оно разрушено и никогда не поднимется. Мы приобрели за один год 17 тыс. единиц новой отечественной техники – это в два раза больше, чем годом ранее. Однако темпы выбытия сельхозмашин, конечно, выше.
Например, за последние четыре года парк техники сократился на 25 тыс. тракторов, то есть выбыло 75 тыс. тракторов, а купили новых 50 тыс. То же с зерноуборочными комбайнами – выбыло 30 тыс., а приобрели 22 тыс. Тем не менее, если мы будем наращивать и объём поддержки, и чёткую синхронную работу сельхозпроизводителей и заводов, мы выйдем в ноль и дальше уже будем, наверное, прибавлять.
Чтобы ускорить техническое перевооружение, необходимо увеличить темпы приобретения техники в лизинг, 89% в структуре поставок «Росагролизинга» приходится на фермеров. Потребности аграриев в услугах «Росагролизинга» в два раза превышают возможности компании. На очередном съезде фермеров, который был в феврале, фермеры активно озвучивали предложения по увеличению объёмов финансирования лизинга. Минсельхоз считает целесообразным докапитализировать «Росагролизинг» от 5 до 7 млрд рублей в случае появления дополнительных доходов бюджета.
Таким образом, суммируя четыре названных направления, общий объём поддержки сельского хозяйства необходимо увеличить дополнительно на 36 млрд рублей.
После доклада А. Ткачева Д.Медведев ответил: «Могу лишь ещё раз констатировать, что сельское хозяйство действительно является нашей приоритетной отраслью и защищённой статьёй бюджета. Поэтому все те предложения, которые в настоящий момент существуют, мы самым внимательным образом вместе с Минсельхозом, вместе с Минэкономразвития, вместе с Минфином, конечно, будем анализировать.
В. И. Кашин: восстановить погектарку
Председатель аграрного комитета Госдумы Владимир Кашин отметил:
– Деградирует наша земля. Чем быстрее мы задействуем программу введения в оборот неиспользуемых сельхозземель, тем быстрее мы сможем реализовать поставленные перед нами задачи по наращиванию объемов производства. Эти задачи схожи с задачами по поднятию целины. Нам необходимо восстановить субсидии на погектарную поддержку и на литр молока. Не все смогли получить кредиты. Посмотрите, куда уходят основные деньги в растениеводстве. Если пшеница стоит 16 рублей, то буханка в магазине – уже почти 50 рублей. Получается, что основная прибыль уходит в торговлю.
Но если решить эту тему, то нам для поддержки сельского хозяйства нужно было бы гораздо меньше денег. В принципе, если распределить деньги, исходя из трудозатрат по цепочке производства, то всем хватит финансирования. Очень плохо идут дела в селе. Мы строим новые фельдшерские пункты, но стали забывать, что мы их ликвидировали тысячами. Деревня – это берегиня нашей территории. Нам надо быстрее принимать важные законы по вопросам ветеринарии, мелиорации, поддержки питомников, учхозов.
Председатель правления Союзмолоко Андрей Даниленко подчеркнул: «Там, где инвестиционная привлекательность выше, туда и идут деньги. Я все-таки хотел бы подчеркнуть, что у нас очень разные регионы. Сейчас Росстат перешел в ведомство Минэка, это приводит к изменению параметров подсчета. Но товарное молоко должно быть взято за основу при оценке эффективности производства. Очень большое подспорье для развития — это возврат до 30% затрат на реализацию проектов. КФХ каждый год растут на 10% по товарному молоку. Сейчас я могу назвать планы по реализации проектов — более 60 тыс. скотомест. Если бы существующий объем поддержки был сохранен на ближайшие 10 лет, то это стало бы ключевым фактором для развития отрасли. Фальсификат и борьба с ним также являются ключевыми вопросами для отрасли».
С большим интересом было выслушано сообщение Бато-Жаргала Жамбалнимбуева, аудитора Счетной палаты: «Количество подпрограмм в рамках Государственной программы было сокращено. Ряд значений в документе требуют корректировки. С позиции счетного органа показатель обеспеченности молоком в прошлом году составил 81%, годом ранее — 75%. При этом 22% участников исследования Счетной палаты сказали, что молочные продукты в основном некачественные. Счетная палата поддерживает усиление мер по борьбе с производством некачественной молочной продукции. На развитие молочного производства в прошлом году было направлено 68 млрд рублей. Повышение эффективности мер государственной поддержки, в том числе в КФХ, является приоритетной задачей для Минсельхоза. В связи с отсутствием правового документа на реализацию капексов средства не были распределены. Надеемся, что это был единичный случай».
Руководитель ФАНО России Михаил Котюков поведал: «ФАНО работает над формированием аграрных технопарков, над реализацией этих проектов на базе частно-государственного партнерства. В академических организациях проходит очень непростой период преобразования. Исследователи сегодня привлечены для решения непосредственных практических задач. География базовых научных центров в России очень широкая. Фактически участвуют все регионы РФ, это привело к формированию структуры Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства – 2017-2025. Руководство регионов активно привлекается к реализации программы. Реализуются комплексные проекты. Предложения ФАНО: с 2017 года выполнять комплексные технические проекты в сельском хозяйстве. Субъектам необходимо сформировать свою структуру поддержки и привлечь необходимые ресурсы, что позволит создать новые виды сельхозпродукции и развить технологии в АПК».
С конкретным анализом и предложениями выступили замгубернатора Белгородской области Станислав Алейник, заместитель председателя Общественного совета Минсельхоза России Андрей Бодин.
В.Н. Плотников: важно, что сокращения расходов на АПК не будет
В выступлениях была подтверждена твердая поддержка фермерству, заявил «Крестьянским ведомостям» первый заместитель председателя аграрного комитета Госдумы, президент АККОР Владимир Плотников. Вместе с тем, он отметил, что было немало озвучено болевых точек. Это льготное кредитование, обеспечение хозяйств современной техникой, неурегулированность земельных отношений, подготовка молодых специалистов для аграрной отрасли, развитие сельскохозяйственной кооперации, улучшение условий жизни в сельской местности и множество других. И сегодня было очень важно услышать подтверждение Председателя Правительства РФ, что сокращения расходов на поддержку сельского хозяйства в ближайшие несколько лет не будет.
«Пусть у Грефа коленки не трясутся»
На коллегии Дмитрий Медведев вручил орден Александра НЕВСКОГО Николаю Жернову — гендиректору АО «Агрофирма Мценская» Орловской области. Горячее незапланированное выступление агрария потрясло зал, премьера, министра. Его было невозможно остановить. Да никто и не пытался. Журналисты слушали, разинув рты. Со стороны выглядело, что Жернов отчитывает премьера, учит, как надо поддерживать АПК. «Сегодня наконец мы можем получить деньги вовремя. Сегодня сделали так, как надо. 10% отдается банкам сразу напрямую. Почему теперь не развиваться? У нас 16 тыс. га пашни. Мы поставили оборудование, можем купить прекрасные комбайны» …
Далее директор раскритиковал Сбербанк, который при заключении с аграриями соглашений о кредитовании на несколько лет устанавливает льготную ставку только на текущий год, а на последующие годы — коммерческую, ссылаясь на то, что в следующем году соответствующие субсидии могут быть урезаны. «Скажите, что вы в ближайшие пять лет не будете менять эту ситуацию. Скажите это с трибуны Грефу, пусть у него коленки не трясутся», — обратился Николай Александрович к Дмитрию Анатольевичу.
Премьер нашелся, подошел к микрофону и сказал: «Обращаюсь к Герману Оскаровичу Грефу. Слышали, что было сказано? Так все и исполнить». Участники коллегии захлопали. Если бы так просто решались проблемы.
Будет ли исполнено поручение премьера, покажет время.
По материалам сайта: http://kvedomosti.ru
Об этом заявил помощник президента ассоциации «Росагромаш» Вячеслав Пронин, отвечая на вопросы журнала «Агроинвестор». Издание сообщает, ссылаясь на информацию Минпромторга, что доля отечественных производителей сельхозтехники должна увеличиться с 54% в 2016 году до 80% к 2030 году. Об этом говорится в проекте Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения на период до 2030 года. Объем производства сельхозтехники в России должен вырасти с 88,6 млрд руб. в 2016 году до 280 млрд руб. в 2030 году, при этом экспорт составит около 93 млрд руб. Загрузку производственных мощностей к этому времени с учетом ввода новых мощностей планируется нарастить до 80−90%, а число занятых в отрасли увеличить в 1,5 раза.
Как говорится в документе, с которым ознакомился «Агроинвестор», реализовывать стратегию предполагается в три этапа. В рамках первого этапа (2018 — 2021 годы) планируется «внедрение финансовых мер гоподдержки, направленных на ускоренное обновление парка техники», что должно привести к резкому спросу на отечественную технику. Для этого Минпромторг предлагает продлить программу 1432 по субсидированию приобретения сельхозпроизводителями техники, предусмотрев постепенное снижение скидок с 15% в 2017 году до 5% к 2021-му. На втором этапе (2022 — 2025 годы) будет идти работа по стимулированию экспортных поставок, а также активная поддержка НИОКР. На третьем этапе (2026−2030 годы) госполитику предполагается сфокусировать на административном и нефинансовом регулировании, а финансовые инструменты применять «для нивелирования негативных макроэкономических тенденций".
Затраты госбюджета на реализацию первого этапа составят 45 млрд руб., второго этапа — 22,4 млрд руб., подсчитал Минпромторг. При этом эффект от реализации стратегии будет значительно выше, уверены чиновники. «Дополнительные поступления в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды напрямую от отрасли достигнут 101 млрд руб., а с учетом эффекта мультипликатора в смежных отраслях — 294 млрд руб.», — полагают авторы документа.
Ассоциация «Росагромаш» считает закладываемые в стратегии целевые показатели вполне выполнимыми, особенно с учетом того, что загрузка предприятий отрасли сейчас невысока. «Рост объема производства сельхозтехники, который мы наблюдали с 2013 года, показывал двузначные цифры ежегодно. Поэтому увеличение этого показателя в три раза к 2030 году вполне реалистично при выполнении закладываемых в стратегии мер», — сказал «Агроинвестору» помощник президента ассоциации «Росагромаш» Вячеслав Пронин. В частности, отметил он, важно продолжение финансирования программы 1432 еще в ближайшие три года. «Это позволит, с одной стороны, предприятиям отрасли до конца финансово оздоровиться и продолжить свои инвестиции, которые они реализуют за четыре года действия программы. С другой стороны, сельхозпроизводители смогут в значительной мере обновить свой парк техники и, как следствие, повысить эффективность своей работы», — отметил Пронин. Уже к 2021 году должно быть достигнуто оптимальное соотношение парка по возрастным и мощностным показателям, полагает он. «И дальше аграрии уже будут заниматься обновлением техники, а предприятия отрасли — развивать экспорт», — добавил Пронин.
В 2016 году объем производства сельхозтехники в России вырос на 59,1% к уровню 2015-го. По данным Минсельхоза, продажи сельскохозяйственных тракторов составили 9,5 тыс. штук (доля российских производителей здесь не превышает 3% рынка, а с учетом сборочных предприятий — 36%). Рынок самоходных сельскохозяйственных машин в 2016 году оценивается в 7,2 тыс. штук, доля отечественных производителей здесь равнялась 72% (с учетом крупноузловой сборки — 97%). В сегменте прицепных и навесных сельскохозяйственных машин отгрузки в прошлом году равнялись 41,3 тыс. штук, средняя доля российских предприятий - 43%. По данным таможенной статистики, объем экспорта продукции сельхозмашиностроения (включая запасные части и продукцию сборочных предприятий) составил 8 млрд руб., увеличившись на 15,9% к 2015 году.
Минпромторг России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации подготовил проект Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года. По итогам 2016 года доля отечественных производителей на внутреннем рынке составила 54%. Задача, которая стоит перед отечественными сельхозмашиностроителями, – довести показатель количества современных российских машин и оборудования для сельского хозяйства до объема не менее 80% к 2030 году. В то же время планируется оказывать адресную поддержку экспорту, чтобы производители нарастили объем поставок современных российских сельхозмашин за рубеж до 50% от объемов потребления на внутреннем рынке. Приоритетными рынками для отечественного сельхозмашиностроения, кроме рынков стран СНГ, станут ЕС, Южная Африка, Австралия, Китай, Северная Америка – сказал министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
В результате реализации мероприятий Стратегии производство сельскохозяйственной техники в России вырастет к 2030 году до 280 млрд. рублей, при этом экспорт составит порядка 93 млрд. рублей.
Минпромторг России планирует в апреле – мае провести ряд публичных обсуждений проекта стратегии, по результатам которых, документ, согласованный Минсельхозом России, Минэкономразвития России, крупнейшими отраслевыми организациями производителей и потребителей продукции сельхозмашиностроения, планируется рассмотреть в Правительстве в июне 2017 года.