В ходе "Правительственного часа" под председательством Ивана Мельникова с информацией о результатах выполнения госпрограммы развития сельского хозяйства выступил Министр сельского хозяйства Российской Федерации Николай Васильевич Федоров.
Н.Федоров проанализировал работу отрасли и динамику сельскохозяйственного производства. По словам министра, ожидаемая добыча зерна может составить 90 млн. тонн, вместе с тем, по сравнению с прошлым годом урожай картофеля, сахарной свеклы будет ниже. Кроме того, из-за наводнения на полях Дальневосточного региона валовой сбор сои также будет меньше.
Тем не менее, рост животноводства в стране уже приводит к снижению зависимости от закупок импортного мяса, сохраняется положительная динамика производства в области пищевой промышленности, увеличиваются посевы кукурузы.
Также поднималась тема отношений сельхозпроизводителей с ВТО, акцентировалось внимание на необходимости продолжить активную деятельность в рамках Таможенного союза.
Развивая тему претворения в жизнь позиций государственной программы развития сельского хозяйства, Н.Федоров говорил о необходимости стимулирования производства сырья, уделять внимание перерабатывающей промышленности сельхозсырья, при этом оказывая адресную поддержку сельхозпроизводителям.
Также сообщив депутатам, что министерство регулярно проводит анализ развития сельского хозяйства, министр поднял проблему кредитования сельхозпроизводителя.
Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, проанализировав работу министерства сельского хозяйства, остановился на ряде «критических моментов». Речь шла о нарушении бюджетного законодательства, отсутствии положительной динамики в области инвестиций.
Также прозвучала оценка программы развития рыбной отрасли, говорилось о том, что назрела необходимость доработки ряда государственных программ в области сельского хозяйства.
С содокладом выступил председатель Комитета по аграрным вопросам Николай Васильевич Панков.
На обсуждение был вынесен проект постановления Государственной Думы № 378645-6 "О национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2012 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы".
Вопросы министру задали депутаты: Николай Разворотнев, Кирилл Черкасов, Светлана Максимова,Евдокия Бычкова, Александр Абалаков, Сергей Маринин, Владимир Афонский, Светлана Горячева, Виктор Гончаров, Александр Старовойтов, Татьяна Алексеева, Анатолий Аксаков.
От фракций выступили: Владимир Кашин (КПРФ), заявивший, что мы «потеряли продовольственную безопасность»; Кирилл Черкасов (ЛДПР) также поднял тему продовольственной безопасности, Айрат Хайруллин (ЕР) призвал «навести порядок в статистике»; Сергей Доронин (СР) говорил, в частности, о проблемах финансирования предприятий сельского хозяйства.
По материалам
Министр сельского хозяйства России Н.В.Федоров официальным письмом №НФ-12-26/12152 от 28.10.2013 г. определил Ассоциацию испытателей сельскохозяйственной техники и технологий «АИСТ» как Национальный управляющий орган от Российской Федерации по сотрудничеству в рамках Правил технической эксплуатации для официального испытания сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов (Кодекс ОЭСР по тракторам).
Теперь в функции Ассоциации «АИСТ» как Национального уполномоченного органа от Российской Федерации входят обязанности по поддержанию контактов с секретариатом ОЭСР Кодексов, промышленностью и национальными уполномоченными органами из других стран, внесению своего вклада в техническое развитие Кодексов, а также содействие обновлению и улучшению Правил совместно с уполномоченными органами других стран-участников.
Участие Российской Федерации в Кодексах позволит проводить большое количество испытаний с возможностью сопоставимости и признания результатов по всему Миру, стать частью глобальной (Мировой) сети машиноиспытательных станций, и позволит обеспечить возможность участия в межправительственных организациях по сельскохозяйственному производству, а также прозрачность результатов испытаний и изменение стандартов и методик оценки сельскохозяйственной техники на основе консенсуса.
Информационный отдел
© ФГБУ «Поволжская МИС»
Председатель ассоциации испытателей сельскохозяйственных машин и технологий «АИСТ» В.М.Пронин принял участие в качестве полномочного представителя от Российской Федерации в Директорате ОЭСР по Кодексам сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов в 17–ой двухгодичной Конференции инженеров испытателей, которая состоялась в Италии с 8 по 11 октября 2013 года. На протяжении всего 4-х дневного периода работы конференции делегаты получили возможность познакомится с системой машиноиспытательных станций Италии (куда входит 4 МИС) с их материально-техническим и научно-методическим обеспечением.
ОЭСР.
Кодексы сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов
Сельскохозяйственными кодексами и схемами ОЭСР занимается специальное подразделение Директората по торговле и сельскому хозяйству.
Кодексы и схемы ОЭСР призваны содействовать международной торговле посредством упрощения и гармонизации процессов документального оформления, инспекций и непосредственно испытаний.
Начало создания относится к 50-м 60-м годам XX века. Количество участвующих стран постоянно растет и в настоящее время составляет 63 государства. Членом кодексов могут стать и страны – не входящие в члены ОЭСР, но при этом государство должно быть членом ООН, либо ВТО. Кроме этого ведется тесное сотрудничество с международными организациями системы ООН (ФАО, ЕЭК ООН), научными организациями, такими как Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная ассоциация по качеству семян (ИСТА), Европейский комитет производителей сельскохозяйственных машин (СЕМА), Международная федерация сельскохозяйственных товаропроизводителей (ИФАП), Международная федерация семян (ISF).
В настоящее время кодексы регулируют четыре области:
- сельскохозяйственные и лесохозяйственные трактора;
- семена;
- фрукты и овощи;
- лесной репродуктивный материал.
Главными целями Кодексов и схем является упрощение международных торговых процедур, повышение их прозрачности, снятие технических торговых барьеров, содействие международной гармонизации стандартов, наравне с защитой окружающей среды, а также повышение доверия между участниками рынка, путем обеспечения высокого уровня контроля качества и инспекций.
Кодексы являются добровольной международной системой сертификации, которую используют страны, значительно различающиеся по своему внутреннему законодательству. Следует отметить, что участие в кодексах не обязывает страну менять свои внутренние требования к сертификации и испытанию продукции. Для членства в некоторых кодексах может потребоваться соблюдение предварительных условий (например, наличие государственного законодательства в сфере семеноводства).
Однако, руководствуясь практикой нормативного регулирования, стандарты ОЭСР можно включать в национальное законодательство, чтобы сделать их обязательными. Их также можно включать в уставы и положения экспортирующих организаций или ассоциаций производителей. Распространение информации о стандартах и их продвижение на национальном уровне, особенно среди малых сельхозпредприятий, является ключевым аспектом внедрения этих стандартов. Для внедрения сельскохозяйственных стандартов качества необходима правовая и техническая инфраструктура. Обеспечение исполнения требований стандартов является ответственностью правительства. Эту функцию можно делегировать частной независимой службе, которая должна быть сертифицирована государством. Тем не менее, юридическая ответственность за обеспечение исполнения требований стандартов лежит на правительстве.
Кодекс ОЭСР по тракторам учрежден Решением Совета Организации Европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) от 21 апреля 1959 года, с целью содействия торговле путем пересмотра международных правил по сертификации тракторов и их безопасности. Экспортирующей или импортирующей стране предоставляется возможность с уверенностью принять результаты испытаний, проведенных в другой стране.
В кодексах в настоящее время участвует 26 стран, из которых 22 являются членами ОЭСР, а также Китай, Индия, Сербия и Россия. В качестве наблюдателей в Кодексах также участвуют:
- Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ);
- Европейский комитет по стандартизации (СЕН);
- Европейский комитет производителей сельскохозяйственных машин (CEMA);
- Европейская экономическая Комиссия ООН (ЕЭК ООН);
- Международная комиссия по инженерным вопросам в сельском хозяйстве (СИГР);
- Европейская конфедерация сельского хозяйства (CEA);
- Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО);
- Международная организация по стандартизации (ИСО);
- Европейская Комиссия (EC);
- Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО);
- Экономическая и социальная комиссия ООН по Азии и Тихому океану (ЭСКАТО);
- Комитет профессиональных сельскохозяйственных организаций Евросоюза (Copa-Cogeca);
- Всемирная организация фермеров (WFO).
С 1959 года было протестировано более 3000 тракторов на предмет эксплуатационных качеств и более 10 800 тракторов по параметрам шума в кабине у механизатора, а также защиты водителя в случае опрокидывания трактора.
Большинство стран-членов ОЭСР имеют национальные испытательные станции и органы, ответственные за испытания. Протоколы испытаний передаются в ОЭСР на утверждение. Одобренные тесты публикуются он-лайн и могут быть использованы производителями, продавцами и покупателями тракторов.
Испытания проводятся в нескольких направлениях.
1. Эксплуатационные качества. Все испытуемые трактора должны пройти следующие обязательные испытания:
- мощность двигателя;
- потребление топлива;
- мощность сцепного механизма;
- мощность гидравлического привода.
Кроме того производитель может по собственному желанию также протестировать:
- тормозные характеристики;
- радиус разворота;
- старт при низких температурах;
- расположение центра тяжести;
- внешний уровень шума;
- влагоустойчивость;
- производительность при высоких температурах.
2. Уровень шума в кабине механизатора.
3. Безопасность механизатора. Проводится тест на прочность конструкций в случае опрокидывания трактора.
В настоящее время действуют следующие кодексы:
Кодекс II: Кодекс стандартов ОЭСР по официальному испытанию эксплуатационных качеств.
Кодекс III: Кодекс стандартов ОЭСР для официального испытания защитных конструкций (Динамическое испытание).
Кодекс IV: Кодекс стандартов ОЭСР для официального испытания защитных конструкций (Статическое испытание).
Кодекс V: Кодекс стандартов ОЭСР для официального измерения шума в кабине механизатора.
Кодекс VI: Кодекс стандартов ОЭСР для официального испытания смонтированных спереди защитных конструкций против опрокидывания на сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторах с малым расстоянием между колесами одной оси.
Кодекс VII: Кодекс стандартов ОЭСР для официального испытания смонтированных сзади защитных конструкций против опрокидывания на сельскохозяйственных и лесных тракторах с малым расстоянием между колесами одной оси.
Кодекс VIII: Кодекс стандартов ОЭСР для официального испытания защитных конструкций сельскохозяйственных и лесохозяйственных гусеничных тракторов.
Кодекс IX: Кодекс стандартов ОЭСР для официального испытания защитных конструкций для телескопического оборудования (испытание конструкций защиты от падающих предметов и переворачивания, установленных на самоходные грузовики высокой проходимости для использования в сельскохозяйственных целях).
Кодекс X: Кодекс стандартов ОЭСР для официального испытания конструкций защиты от падающих предметов.
ДВУХГОДИЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ИНЖЕНЕРОВ ИСПЫТАТЕЛЕЙ
Двухгодичные Конференции инженеров испытателей (далее «Конференция») проводятся каждые два года и как правило каждый раз в разных странах-участниках Кодексов. История проведения Двухгодичных конференций начинается с 1981 года. Впервые она прошла в Великобритании. За это время только две страны дважды были принимающей стороной.
Последняя 17–ая «Конференция» состоялась в Италии с 8 по 11 октября 2013 года. В исполнение решения совещания от 3 сентября 2013 года от Российской Федерации делегатом на «Конференцию» был направлен директор ФГБУ «Поволжская МИС» В.М.Пронин.
Программа конференции
октября 2013 c 8-00 до 13-30 |
Утренняя сессия на машиноиспытательной станции CRA-ING (Treviglio). |
с 14-30 до 18-00 |
Посещение завода Same-Doize-Fahr. Вечерняя сессия. |
9 октября 2013 с 8-00 до 13-30 | Утренняя сессия на Миланской машиноиспытательной станции DISAA (Milan). |
с 14-30 до 20-00 |
Переезд в г Турин и вечерняя сессия на Туринской машиноиспытатель-ной станции CNR-IMAMOTER (Turin). |
10 октября 2013 с 8-30 до 14-30 |
Посещение завода по производству двигателей (CNH-Iveco). |
с 14-30 до 20-00 | Переезд в Болонью |
11 октября 2013 с 8-00 до 12-30 |
Утренняя сессия на Болонской машиноиспытательной станции DISTAL (Bologna). |
с 13-30 до 18-00 |
Заключительное пленарное заседание ROPS and Stability |
В работе 17 конференции приняло участие 58 делегатов из 17 стран, в том числе из: Австрии, Бразилии, Великобритании, Германии, Испании, Индии, Италии, Китая, Польши, Российской Федерации, Сербия, Соединенных Штатов Америки, Турции, Франции, Чехии, Южной Кореи, Японии.
Машиноиспытательная станция CRA-ING (Treviglio)
В соответствии с программой конференции 8 октября на машиноиспытательной станции в Trеviglio состоялось открытие Конференции на котором выступили Майкл Райан, руководитель отделения Кодексов Директората торговли и сельского хозяйства ОЭСР, Сандро Либератори, президент ассоциации испытателей Европы. После этого состоялись демонстрационные испытания по оценке тяговых усилий тракторов на испытательном полигоне (Performance Codes), на двух фонах с асфальтовым и бетонным покрытием.
Демонстрационные испытания сопровождались обсуждениями и выработкой заключения по результатам испытаний. Отредактированное заключение директорат по кодам обязался направить всем участникам в первой декаде ноября для проведения дальнейших работ.
Далее были представлены практические испытания трактора на стенде моделирующим низкочастотные вибрационные нагрузки на трактор и оператора (Vibration test).
Сам стенд это капитальное сооружение позволяющее в статическом режиме воздействовать на каждое колесо трактора низкочастотными колебаниями.
Алгоритм воздействия поверхности поля на трактор предварительно записывается специальным оборудованием в реальных полевых условиях работы. На основании этих характеристик создается модель-программа, которая в последующем управляет стендом. Проведение испытаний сопровождалось обсуждением результатов и многочисленными дискуссиями.
В этот же день делегаты были приглашены на ознакомление с основным сборочным конвейером завода по производству тракторов Same-Deutz-Fahr и музеем произведенной ими в разное время техники.
Машиноиспытательная станция DISAA (Milan)
В соответствии с программой состоялась ознакомительная экскурсия по Миланской машиноиспытательной станции и здесь же были проведены демонстрационные испытания конструкций защиты механизатора при опрокидывании трактора (Roll-over Protective Structures (ROPS).
Испытаниям были подвергнуты тракторы с автоматическими складывающимися защитными устройствами и защитными устройствами, складывающимися при помощи оператора (тракториста). После чего были продемонстрированы испытания экспериментального защитного устройства для тракторов, работающих в садах расположенных на крутосклонных участках, а также на закрытом грунте (в теплицах). Кроме этого были проведены демонстрационные испытания определения усилий прилагаемых на защитный каркас кабины до начала ее разрушения. Все демонстрационные испытания сопровождались презентациями специалистов итальянских МИС и дискуссиями, в которых участвовали делегаты Конференции.
Машиноиспытательная станция CNR-IMAMOTER (Turin).
В этот же день делегаты Конференции переехали в г.Турин на машиноиспытательную станцию, где участвовали в демонстрационных испытаниях кабины от падающих предметов (Falling-Object Protective Structures (FOPS).
Испытаниям были подвергнуты две кабины в разных условиях окружающей среды: первая кабина при температуре +19°С, вторая кабина была предварительно охлаждена в течение 24 часов в холодильной камере при температуре минус 20°С. Основное внимание было направлено на точку воздействия и пластическое сопротивление. В процессе испытаний осуществлялись замеры силы деформации и линейные замеры деформации обеих кабин.
На следующий день участники конференции посетили завод двигателей CNH Iveco и музей продукции произведенной в разные годы. Представленный для осмотра сборочный цех завода площадью более 200 000 квадратных метров по сути дела является заводом-роботом, т.к. даже передвижение автокаров осуществляется автоматически. Участие человека весьма ограниченно и специалисты в основном являются мастерами наладчиками и контролерами для средств измерений и контроля.
В этот же день Конференция переехала в г. Болонью (расстояние 350 км.).
Машиноиспытательная станция DISTAL (Bologna)
В соответствии с программой 11 октября после ознакомления со станцией были продемонстрированы испытания складных защитных каркасов тракторов различной мощности, а также испытания статической устойчивости тракторов при различных углах поворота направляющих колес.
Кроме того там же была проведена презентация новых методов оценки защитных конструкций тракторов
В заключение состоялся итоговый форум конференции на котором выступили:
от секретариата ОЭСР |
М.Райан |
от научной рабочей группы ОЭСР |
Э.Хуго (Франция) |
от научной рабочей группы по ROPS |
И.Арана (Испания) |
от рабочей группы ROPS |
В.Ронделли (Италия) |
от рабочей группы по автоматике |
Р.Ленфин (Франция) |
обзорный доклад ROPS |
П.В.Айерс (США) |
обзорный доклад ROPS |
Х.Силлели (Турция) |
доклад о конструкциях ROPS | В.Лауренди и Л.Вита (Италия) |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определив уполномоченный орган в Кодексах сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов, Российская Федерация принимает на себя обязательства уплачивать ежегодные членские взносы, а представитель уполномоченного органа – Ассоциация испытателей сельскохозяйственной техники и технологий (АИСТ) должна участвовать в обязательных мероприятиях Кодексов:
Ежегодные собрания членов ОЭСР Кодексов один раз в год
Собрание технической рабочей группы два раза в года
Конференция инженеров испытателей один раз в два года
Также в функции уполномоченного органа входят обязанности: по поддержанию контактов с секретариатом ОЭСР Кодексов, промышленностью и национальными уполномоченными органами из других стран; внесению своего вклада в техническое развитие Кодексов; содействие обновлению и улучшению Правил совместно с уполномоченными органами других стран-участников.
Участие Российской Федерации в Кодексах позволит:
- проводить большое количество испытаний с возможностью сопоставимости и признания результатов по всему Миру.
- стать частью глобальной (Мировой) сети машиноиспытательных станций.
- обеспечить возможность участия в межправительственных организациях по сельскохозяйственному производству, прозрачность результатов испытаний и изменение стандартов и методик оценки сельскохозяйственной техники на основе консенсуса.
На протяжении всего 4-х дневного периода работы конференции делегаты получили возможность познакомится с системой машиноиспытательных станций Италии (куда входит 4 МИС) с их материально-техническим и научно-методическим обеспечением.
Все МИС Италии являются национальными испытательными центрами и финансируются из государственного бюджета.
Материально-техническое обеспечение станций заметно выше российских, кадровый потенциал в части квалификации также на высоком уровне. Примерное соотношение молодых и опытных специалистов 50 на 50.
Значительную часть работы итальянских МИС составляют исследования конструкций различной сельскохозяйственной техники, а также проведение испытаний на безопасность работы механизаторов и безопасность влияния сельскохозяйственной техники на окружающую среду.
Относительно методик испытаний, российские методики вполне конкурентоспособны и в некоторых видах испытаний имеют преимущества. На наш взгляд именно площадка Кодексов ОЭСР может стать хорошей возможностью гармонизации отечественных и мировых методик и стандартов испытаний.
В процессе работы состоялись многочисленные контакты с представителями испытателей разных стран. В результате установлено, что практически все испытательные станции имеют статус национальных и финансируются из государственных бюджетов.
Российский представитель (В. Пронин) провел отдельные переговоры с представителями крупнейшей в Европе испытательной станции ДЛГ (Германия).
Тема переговоров – организация совместных испытаний основных видов сельскохозяйственной техники на базе российских МИС.
Результаты переговоров:
- были подтверждены намерения об организации сравнительных испытаний зерноуборочных комбайнов на ФГБУ «Кубанская МИС» в 2014 году.
- испытатели Германии пригласили делегацию от российских МИС на ежегодную конференцию крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной техники (13-15 января 2014 года), где делегатам от России предложено выступить с презентацией о состоянии испытаний сельскохозяйственной техники в России с целью привлечения заводов в качестве клиентов.
- также поступило приглашение о проведении 3-х недельной стажировки одного из специалистов ФГБУ «Поволжская МИС» на базе испытательного центра ДЛГ.
Следующей мероприятие, организуемое под эгидой Кодексов ОСЭР по тракторам - заседание рабочей группы в Ганновере 13-14 ноября 2013 года. Российская делегация получила соответствующее приглашение.
Председатель ассоциации испытателей
сельскохозяйственной техники и технологий (АИСТ),
директор ФГБУ «Поволжская МИС», к.т.н. В.Пронин
На главной сельскохозяйственной выставке России «Золотая Осень 2013 г.» ФГБУ «Поволжская МИС» удостоена золотой медали и Диплома первой степени «За организацию и проведение сравнительных испытаний сельскохозяйственной техники».
Конкурсной комиссией высоко оценен вклад ФГБУ «Поволжская МИС» в дело повышения конкурентоспособности российского производства сельхозтехники и обновления парка сельскохозяйственной техники АПК, в форме организации и проведения широкомасштабных сравнительных испытаний 10-ти основных видов сельскохозяйственной техники для растениеводства (102 образца) в 4-х основных почвенно-климатических зонах страны.
В результате проведения сравнительных испытаний получен колоссальный объем информации об реальных показателях работы однотипной сельскохозяйственной техники поставляемой на внутренний рынок России в идентичных условиях эксплуатации. По результатам испытаний, специалистами МИС подготовлены экспертные рекомендации, которые использованы предприятиями-изготовителями сельскохозяйственной техники при разработке и организации производства своих машин, а также потребителями техники при принятии решения о ее покупке и использовании
Департаментом научно-технологической политики и образования Минсельхоза России, Ассоциацией испытателей сельскохозяйственной техники и технологий (АИСТ), в которую входят все машиноиспытательные станции Минсельхоза России, совместно с медиа-группой «Крестьянские Ведомости» проведен общероссийский конкурс «Лучшая сельскохозяйственная машина 2013 год» в рамках которого, путем опроса российских аграриев, были выявлены победители в девяти номинациях.
На главной сцене агропромышленной выставки «Золотая Осень – 2013» свои «Призы крестьянских симпатий» и дипломы победителей получили представители следующих машиностроительных предприятий:
1. ПО «Минский тракторный завод» в номинации «Лучший трактор» за трактор «Беларус 82.1».
2. ООО «БДМ-Агро» (г. Краснодар) в номинации «Лучшая почвообрабатывающая машина» за борону дисковую БДМ-4х4.
3. «Vaderstad-Verken» (Швеция) в номинации «Лучшая посевная и посадочная техника» за сеялку Rapid A600C.
4. ЗАО «Евротехника» (г. Самара) в номинации «Лучшая техника для внесения удобрений и ухода за посевами» за разбрасыватель Amazone ZG-B 5500.
5. ООО «КЗ «Ростсельмаш» (г. Ростов-на-Дону) в номинации «Лучший зерноуборочный комбайн» за комбайн «Acros-580»; в номинации «Лучшая кормозаготовительная техника» за кормоуборочный комбайн Дон-680М и в номинации «Лучшая новинка 2013 г.» за комбайн «Acros-590 Plus».
6. ООО "Воронежсельмаш" (г.Воронеж) в номинации «Лучшая техника для обработки урожая и его хранения» за очиститель вороха ОВС-25.
7. ООО «ИНТЕХ» (г.Смоленск) в номинации «Лучшая животноводческая техника и оборудование» за кормораздатчик «Хозяин» ИСРК-12Ф.
Некоторые победители конкурса не могут похвастаться совершенством инженерного уровня своих конструкций, дизайном, порой даже уровнем безотказности, но, по мнению потребителей техники, именно они сегодня наилучшим образом сочетают соотношение «цена-качество».
По мнению голосовавших и участников конкурса, это один из самых открытых, честных и непредвзятых конкурсов, отражающий неискаженную реальность в техническом и технологическом развитии сельскохозяйственного машиностроения.
Департамент научно технологической политики и образования силами российских машиноиспытательных станций (МИС) провели научно-практическую конференцию «Проблемы использования газомоторного топлива в сельском хозяйстве», которая состоялась 10 октября 2013г. в рамках деловой программы выставки «Золотая Осень 2013».
Конференция вызвала большой интерес как у сельхозтоваропроизводителей, так и у специалистов НИИ и ВУЗов, конструкторских бюро и промышленных предприятий. В общей сложности в ее работе приняло участие 112 человек и представлено 16 докладов.
Открывая конференцию, ее председатель – и.о. директора Департамента научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, д.т.н. Павел Иванович БУРАК поприветствовал всех участников и представил основные направления расширения использования природного газа в качестве моторного топлива в сельском хозяйстве Российской Федерации. При этом отдельное внимание было уделено мерам государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей по расширению использования техники, работающей на газовом моторном топливе в 2013 году и функциям Минсельхоза России в реализации комплексного плана мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, разработанного Минэнерго РФ.
Старший научный сотрудник ГНУ «ВИМ», д.т.н. Геннадий Степанович САВЕЛЬЕВ в своем технико-экономическом обосновании применения газомоторного топлива (ГМТ) в сельском хозяйстве, обратил внимание на фактор принадлежности средств доставки и заправки газом сельскохозяйственной техники. Он пришел к выводу, что инфраструктура ГМТ должна принадлежать «Газпрому», в противном случае эффект от использования ГМТ будет минимальным.
Заместитель генерального директора ООО «Газпром газомоторное топливо» Василий Васильевич ТОЛСТОПЯТОВ подробно охарактеризовал существующую на настоящий момент в России законодательную и нормативно-правовую базу использования ГМТ на транспорте, изложил меры, предпринимаемые компанией «Газпром» по ее развитию и совершенствованию. Он заметил, что создание новых регулятивных актов должно сопровождаться совершенствованием ныне действующих норм и правил, многие из которых уже устарели и не отвечают современным требованиям.
Директор ФГБНУ «Росинформагротех», чл.-корр. Россельхозакадемии, д.т.н. Вячеслав Филиппович ФЕДОРЕНКО представил анализ зарубежного опыта использования газомоторного топлива в сельском хозяйстве. По его словам, Россия находится на 14 месте по использованию природного газа в качестве моторного топлива и на 20-м по парку автомобилей на метане. По количеству АГНКС в Европе наша страна занимает четвертое место (250 станций), пропустив вперед Италию, Германию и Украину, которые имеют соответственно 909, 904 и 324 станции. Зарубежные страны активно используют государственные меры по стимулированию перевода машин с традиционного на газомоторное топливо и развитию сетей заправки. В целях расширения применения газомоторного топлива, внедрения новых разработок необходимо проводить постоянный мониторинг использования газомоторного топлива в сельском хозяйстве, анализ передового отечественного и зарубежного опыта.
Опыт эксплуатации автомобилей КАМАЗ, работающих на природном газе, и перечень требуемых мер господдержки представил Рафаэль Римович БАТЫРШИН, генеральный директор компании «РариТЭК». В настоящее время предприятие готово предложить потребителям широкую линейку продукции автотранспортного, сельскохозяйственного, дорожно-строительного, коммунального, грузопассажирского назначения на ГМТ. Он также указал на необходимость комплексного подхода к решению задач перехода на ГМТ: господдержки на федеральном уровне, разработки региональных программ по расширению использования компримированного природного газа (КПГ); развития сети автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС); совершенствования системы нормативно-технической документации (НТД) по топливу, АГНКС и газобаллонной автотехнике (ГБА); развития сервиса ГБА и производимой машиностроительной продукции.
Борис Александрович СОБОЛЕВ – заместитель главного конструктора Государственного ракетно-космического центра ЦСКБ «Прогресс» обратил внимание на разработки ЦСКБ Прогресс. Это довольно дешевые емкости для криогенных жидкостей, и в частности для сжиженного природного газа (СПГ), выполненных вместо традиционных стальных емкостей с вакуумной теплоизоляцией, из специального алюминиевого сплава с пенополиуретановой теплоизоляцией.
Заместитель директора Невинномысского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», заведующий филиалами РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Иван Максимович КОКЛИН в своем докладе о развитии региональных систем газоснабжения для обеспечения потребителей газомоторным топливом отметил, что эффективность и распространенность использования ГМТ зависит от развитости инфраструктуры обеспечения потребителей газомоторного топлива.
Главный научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, д.т.н., чл.-корр. РАЕН, Александр Александрович КАПУСТИН акцентировал внимание на отсутствие нормативно-правовой базы регламентирующих безопасную эксплуатацию техники на газомоторном топливе, а также на технической проблеме равномерного распределения газа по цилиндрам, которая до сих пор еще не решена.
Заместитель директора ФГБУ «Поволжская МИС», к.т.н. Александр Алексеевич МЕДВЕДЕВ в своем выступлении о результатах испытаний, исчерпывающе обосновал преимущества использования СПГ в сельскохозяйственном производстве в силу его специфики: сезонность ярко выраженной в использовании моторного топлива, удаленность объектов и их рассредоточенность по территории, необходимость заправки тракторной техники в полевых условиях. Он пришел к выводу, что внедрение ГМТ необходимо решать комплексно, совместно с транспортной отраслью и ЖКХ.
Позицией разработчиков Концерна «Тракторные заводы» по перспективам применения газомоторного топлива поделился главный конструктор ООО «Завод инновационных продуктов» Сергей Юрьевич РУССИНКОВСКИЙ. По его мнению, преимущества использования ГМТ могут быть реализованы, как правило, на новых моделях техники в различных исполнениях: колесных и гусеничных тракторах, различных самоходных с/х и коммунальных машинах, а также стационарных установках для производства электроэнергии и тепла. При этом, по словам главного конструктора, практически вся выпускаемая «Тракторными заводами» продукция уже в настоящее время может быть перепрофилирована на природный газ (ПГ): линейка техники «АГРОМАШ» и «ЧЕТРА» включает тракторы, самоходные шасси, многоцелевые коммунально-строительные машины (МКСМ), комбайны, энергетические установки. Кроме того, на основе дизельных двигателей воздушного охлаждения «Тракторные заводы» создали газовые двигатели с центральной и распределенной подачей газа, как с механическим, так и с микропроцессорным управлением, которые успешно опробованы на серийном тракторе Т-85.
Представитель ОАО НПО «Гелиймаш» ознакомил присутствующих с выпускаемым предприятием оборудованием для использования сжиженного природного газа (СПГ). В настоящее время уже освоен серийный выпуск криогенных установок для получения СПГ, заправочного оборудования (КриоАЗС), криогенных топливных баков для СПГ, турбодетандерных агрегатов для производства холода, теплообменного оборудования.
Владимир Иванович ПУШКАРЕВ – к.с-х.н., директор ЗАО «Нива» (Омская обл.) рассказал об опыте пилотного проекта по использованию газомоторного топлива в сельском хозяйстве Омской области. По его словам в настоящее время отсутствует жесткая политика в ценообразовании на ГМТ, что способствует ценовому произволу со стороны АГНКС.
Академик Российской Академии транспорта, д.т.н., заведующий кафедрой тепловых двигателей, автомобилей и тракторов ФГБОУ ВПО «Вятская ГСХА» Виталий Анатольевич ЛИХАНОВ обратил внимание присутствующих на экологические показатели работы двигателей на газомоторном топливе. Нет никаких требований (по аналогии со стандартами ЕВРО для бензинов) по допустимым нормам выбросов сажи и оксидов азота, величина которых значительно варьирует от качества ГМТ и режимов работы двигателей.
Генеральный директор ООО «Русская Бизнес Компания» Андрей Николаевич РУБАНЕНКО представил участникам линейку наномасел АЕВИТ специально разработанных для использования в двигателях на газомоторном топливе. Эти масла имеют специальную композицию «БКБ» –трехкомпонентную маханоактивированную смесь химически чистых нанодисперсных порошков, дающих двигателю дополнительную защиту от теплонапряженной химическиагрессивной работы на газомоторном топливе.
Директор ФГБУ «Кубанская МИС» в своем докладе подвел итог о необходимости комплексного подхода в расширении использования природного газа в качестве моторного топлива не только в сельском хозяйстве, но и других отраслях, обеспечивая тем самым разветвленность и достаточно высокую загруженность инфраструктуры производства, распределения и потребления ГМТ, от которого будет зависеть его себестоимость а следовательно и экономическая привлекательность.
Участники конференции, рассмотрев различные аспекты поднятого вопроса, отметили, что в стране не только имеются благоприятные условия использования альтернативных видов моторного топлива, но и накоплен опыт использования компримированного и сжиженного метана на автомобильном, железнодорожном, речном транспорте, а также сельскохозяйственной техникой.
Большинство участников конференции согласились с тем, что сельскохозяйственное производство имеет существенную специфику использования газомоторного топлива, и успех в решении проблемы ее перевода на газомоторное топливо находится в сфере построения инфраструктуры для использования сжиженного природного газа (СПГ). Также отмечено, что газодизельный режим работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС) менее эффективен, чем чисто газовый.
Учитывая сложившуюся ситуацию в сфере перевода сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо, участниками заседания решено подготовить для Минсельхоза РФ, Минтранса РФ, ООО «Газпром газомоторное топливо» и другим сопряженным отраслям предложения по обеспечению эффективного внедрения и применения газомоторного топлива в сельскохозяйственной отрасли.
Организаторы несколько недооценили уровень активности участников в связи, с чем запланированных 2 часов было явно недостаточно. Не все желающие смогли представить свои доклады. Например несомненный интерес вызвал бы доклад генерального директора проектно-производственного предприятия «Дизельавтоматика» г.Саратов Виктора Владимировича ФУРМАНА о новых разработках в области автоматических систем регулирования подачи газа в ДВС и в частности – использование импульсной подачи. Учитывая это, всем заинтересованным лицам предлагаем направить предложения в проект решения научно-практической конференции в адрес Депнаучтехполитики (
20 сентября завершилось голосование в рамках конкурса «Лучшая сельскохозяйственная машина 2013 года». В рамках этого проекта, инициированного департаментом научно-технологической политики и образования Минсельхоза России, был проведен опрос российских аграриев – какие, по их мнению, марки с/х машин лучшие в девяти номинациях. Опрос проводился силами Ассоциации испытателей сельскохозяйственной техники и технологий (АИСТ) и медиа-группы «Крестьянские ведомости».
Голосование проводилось в двух форматах: on-line – на площадках AgroNews.ru и Aist-agro.ru и off-line – путем распространения анкет среди специалистов АПК большинства регионов России. Согласно условиям конкурса, в анкеты необходимо было самостоятельно вписывать марки машин и оценивать их по 4-м основным потребительским свойствам: качество работы, надежность, сервис и цена.
В процессе сбора информации, который продолжался более двух месяцев на портале Agronews.ru шло активное голосование и обсуждение, как достоинств сельскохозяйственной техники, так и самого конкурса «крестьянских симпатий». Конкурс, по мнению большинства сельхозмашиностроителей и сельхозтоваропроизводителей является самым объективным. Достаточно сказать, что даже призы победителям организаторы покупают на свои средства, что не очень характерно для современных условий и уже этим отличает его в лучшую сторону от прочих многочисленных конкурсов сельскохозяйственной техники.
В результате в адрес организаторов поступило 1304 анкеты от специалистов АПК, собранных в регионах ответственности десяти российских машинно-испытательных станций (Алтайской, Владимирской, Кировской, Кубанской, Поволжской, Подольской, Северо-Западной, Северо-Кавказской, Сибирской, Центрально-Черноземной МИС). Право называться «Лучшая сельхозмашина 2013 года» оспаривали 772 марки сельскохозяйственной техники.
Тракторов было представлено 93 марки, почвообрабатывающих машин – 161, посевных агрегатов – 105. По остальным номинациям – картина следующая. Участники конкурса выбрали 107 наименований техники для внесения удобрений и ухода за растениями, 60 зерноуборочных комбайнов, 90 единиц кормозаготовительной техники, 85 машин для обработки урожая и 71 машина и оборудование для животноводства. По дополнительной номинации «Лучшая новинка года» упомянуто 80 наименований различной сельскохозяйственной техники.
Сегодня мы публикуем результаты этого «народного рейтинга» сельхозмашин и благодарим всех, кто принял в нем участие. И, конечно же, от души поздравляем тех, кто стал обладателем «Приза крестьянских симпатий».
Победители конкурса «Лучшая сельскохозяйственная машина 2013 года»:
1. Номинация «Лучший трактор» – трактор «Беларус 82.1» производства ПО «Минский тракторный завод», набравший 1105 баллов.
2. Номинация «Лучшая почвообрабатывающая машина» - борона дисковая БДМ-4х4 производства ООО «БДМ-Агро» (г.Краснодар) - 211 баллов.
3. Номинация «Лучшая посевная и посадочная техника» - сеялка Rapid A600C производства «Vaderstad-Verken» (Швеция) - 315 баллов.
4. Номинация «Лучшая техника для внесения удобрений и ухода за посевами» - разбрасыватель Amazone ZG-B 5500 производства ЗАО «Евротехника» (г. Самара) - 167 баллов.
5. Номинация «Лучший зерноуборочный комбайн» - комбайн «Acros-580» производства ООО «КЗ «Ростсельмаш» (г. Ростов-на-Дону) - 424 балла.
6. Номинация «Лучшая кормозаготовительная техника» - кормоуборочный комбайн Дон-680М производства ООО «КЗ «Ростсельмаш» - 378 баллов.
7. Номинация «Лучшая техника для обработки урожая и его хранения» - очиститель вороха ОВС-25 производства ООО "Воронежсельмаш" (г.Воронеж) - 233 балла.
8. Номинация «Лучшая животноводческая техника и оборудование» - кормораздатчик «Хозяин» ИСРК-12Ф производства ООО «ИНТЕХ» (г.Смоленск) - 175 баллов.
9. Номинация «Лучшая новинка 2013 г.» - комбайн «Acros-590 Plus» производства ООО «КЗ «Ростсельмаш» - 98 баллов.
Отрадно отметить, что все победители номинаций в свое время проходили испытания на машиноиспытательных станциях, благодаря которым задумки конструкторов воплотились в качественные машины.
Сравнивая результаты нынешнего голосования с итогами опроса 2009 и 2011 гг., отметим, что сохранили свои лидерские позиции трактор «Беларус 82.1», дисковая борона БДМ-4х4 производства ООО «БДМ-Агро», кормоуборочный комбайн Дон-680М производства ООО «КЗ «Ростсельмаш» и кормораздатчик «Хозяин» ИСРК-12Ф производства ООО «ИНТЕХ». В номинации «Лучшая посевная и посадочная техника» популярную и доступную отечественную сеялку СЗ-3,6 (лидера 2011 г.) сменила шведская комбинированная сеялка Rapid А600С, видимо аграрии стали особое внимание уделять качеству посева и не экономить на операции, которая определяет будущий урожай. Сменился лидер и в номинации «Лучшая техника для обработки урожая и его хранения» – им стал очиститель вороха ОВС-25 производства ООО "Воронежсельмаш". В номинации «Лучшая техника для внесения удобрений и ухода за посевами» из года в год конкурируют между собой машины производства ЗАО «Евротехника». В этом году победителем стал прицепной разбрасыватель «ZG-B 5500» сменив «ZA-M 900». Лучшим зерноуборочным комбайном года стал комбайн «Acros-580», победивший в 2011 году в номинации «лучшая новинка», а лучшей новинкой крестьяне определили новый комбайн «Acros-590 Plus». Стоит также отметить, что в номинации «лучшая новинка 2013 года», достойное «сопротивление» лидеру оказал доильный робот Mlone (Геа Фарм Технолоджиз, Великобритания).
Церемония награждения победителей состоится в Москве, на ВВЦ на стенде Минсельхоза 10 октября. О точном времени награждения будет сообщено дополнительно.
24 сентября 2013 года прошел форум профсоюзной молодежи агропромышленного комплекса «Активная молодежь - сильные профсоюзы» на базе Поволжской МИС, где участники воочию смогли увидеть новинки сельскохозяйственного машиностроения демонстрировавшиеся на XV Поволжской агропромышленной выставке.
Представитель Поволжской МИС Павел Ишкин подробно рассказал участникам форума о деятельности машиноиспытательной станции в сфере оказания консультационной поддержки специалистов АПК на основе информации испытаний. Ведь только испытания техники в реальных условиях эксплуатации позволяют получить достоверные данные об эффективности и безопасности машины и оградить отечественный АПК от некачественной техники.
Форум проводился с целью вовлечения молодежи в профсоюзное движение, который способен поддержать молодежь на сложном начальном этапе обретения профессионального опыта, получения достойной заработной платы и участия в государственных программах поддержки молодых специалистов. Представители первичных профсоюзных организаций работников и студентов АПК обсуждали вопрос о создании молодежных советов в организациях. Участникам рассказали об истории профсоюзов в России и за рубежом, об основных функциях и направлениях деятельности профсоюзов Самарской области. О некоторых итогах деятельности, о задачах и планах Молодежного совета АПК рассказала председатель Попова Анастасия. Председатель студенческого профкома Самарской сельхозакадемии Сычев Алексей поделился опытом работы по мотивации профсоюзного членства среди студентов. О реализации молодежной политики Федерации профсоюзов Самарской области и о роли молодежных советов на всех уровнях участникам форума рассказала председатель Молодежного совета Федерации профсоюзов Самарской области (ФПСО) Наталья Идиятуллина. Участники обсуждали вопросы, волнующие молодежь в сельском хозяйстве: это и заработная плата, и гарантии сельской молодежи, государственные программы поддержки молодых специалистов и многие другие.
Завершая форум, председатель областного комитета профсоюзов АПК Васильева Анна Сергеевна, поставила перед молодежью задачу по созданию молодежных советов на всех предприятиях отрасли и по вовлечению молодых специалистов в профсоюз, а также поблагодарила дирекцию Поволжской МИС, которая провела для ребят интересную экскурсию, познакомив их с новейшими достижениями машиностроения для сельского хозяйства.
ФГБУ «Поволжская МИС»
Молодежный совет ФПСО