Повестка дня заседания технической рабочей группы
по актуализации тракторных Кодов ОЭСР
Основополагающие документы |
||||
Среда 4 июня 2014 |
||||
1 |
9:30 |
Вступительное слово Принимающая страна Председатель Секретариат ОЭСР |
||
2 |
9:35 |
Научно-исследовательские центры ОЭСР Подготовлено и представлено Председателем совместно с Секретариатом.
|
TAD/CA/T/WD(2014)1 Для обсуждения и информации |
|
Защитные конструкции (КОДЫ 3,4,6,7,8,9,10) |
||||
3 |
10:20 |
Рабочая подгруппа (SWG) от температурных воздействий на FOPS производительность Дания представила обновленный доклад
|
TAD / CA / T / WD (2014) 2 Для обсуждения и рекомендация
|
|
4 |
11:35 |
Вибрации Италия (Treviglio) и Координационный центр представили обновленный отчет для обсуждения с испытательными станциями
|
TAD / CA/T/WD (2014) 3 Для обсуждения и рекомендаций
|
|
ШУМ (код 5) |
||||
5 |
14:00 |
Рабочая подгруппа (SWG), по улучшению кода 5 Франция (Руководитель) представила обзор возможных проблем о необходимости пересмотра кода 5
|
TAD / CA /T /WD (2014) 4 Для обсуждения и рекомендаций |
|
Производительность (код 2) |
||||
6 |
14:45 |
Демонстрация испарительной системы охлаждения Турция продемонстрировала испарительную систему охлаждения
|
Для получения дополнительной информации и обсуждения |
|
7 |
16:00 |
Обзор определений "Трактор" Секретариат представил обновленную информацию о проекте вопросника о потенциальных новых темах, которые могут быть исследованы.
|
TAD / CA / T / WD (2014) 5 Для получения дополнительной информации и обсуждение |
|
8 |
16:30 |
Энергоэффективность Турция представила документ для информации и обсуждения. |
TAD / CA / T / WD (2014) 6 Для получения дополнительной информации и обсуждение |
|
Защитные конструкции |
||||
9 |
17: 00 |
Автоматические складные ROPS. Франция и Испания представили предварительный обзор автоматических систем – складные ROPS. |
TAD / CA / T / WD (2014) 7 Для получения дополнительной информации и обсуждение |
|
18:00 |
Закрытие сессии |
Основополагающие документы |
||||
Четверг 5 июня 2014 |
||||
Защитные конструкции |
||||
10 |
9:30 |
Рабочая подгруппа (SWG) по задней складной конструкции ROPS Это предложение подготовлено Францией. США также предоставило предложения |
TAD / CA / T / WD (2014) 8 Для обсуждения и рекомендация
|
|
11 |
11:35 |
Не сплошное опрокидывание по коду 6 Это предложение представлено Италией (Болонья) |
TAD / CA / T / WD (2014) 9 Для обсуждения и рекомендация
|
|
12 |
14:00 |
Высоко-клиренсные тракторы Это предложение представлено Францией
|
TAD / CA / T / WD (2014) 10 Для обсуждения и рекомендация
|
|
13 |
14:50 |
Системы фильтрации кабины Европейская комиссия представила обновленную информацию о законодательстве по системам фильтрации кабины на уровне ЕС.
|
Для получения информации |
|
Производительность (код 2) |
||||
14 |
16:00 |
Улучшения кода 2 Это предложение представлено США
|
TAD / CA / T / WD (2014) 11 Для получения дополнительной информации и обсуждение
|
|
15 |
17:00 |
Координационный центр ОЭСР - CC (Carlo Carnevali), представил обновленную информацию об утверждении отчетов испытаний и примет любые актуальные вопросы в отношении представленных документов из испытательных станций. |
Для получения дополнительной информации и обсуждение
|
|
16 |
17:50 |
Разное: Логистика TWG встречи в ноябре - Италия Экран Тракторного Ежегодного собрания 2015 Прочие
|
Устный доклад Для получения дополнительной информации и обсуждение
|
|
18:00 |
Закрытие сессии |
Результаты обсуждения вопросов повестки дня
Заседание технической рабочей группы по актуализации тракторных Кодов ОЭСР открыл председатель профессор Hasan Silleli (Турция).Ранее на Ежегодном собрании (АМ) по тракторным кодам ОЭСР в Париже в феврале 2014 года, были определены несколько вопросов, которые потенциально могут помешать или снизить возможности кодов (cстандартов и процедур) для соответствия с будущим тенденциями и проблемами. Один из них институциональная память организации. Часто активность испытательной станции зависит от авторитета одного или группы экспертов. И потеря этих специалистов может являться критичной для испытательного центра. В связи с этим необходимо создать механизм, который бы способствовал сохранению того же качества испытаний и исследований. С этой целью было предложено использовать потенциал всех испытательных станций ОЭСР.
Кроме того, нынешняя структура технических рабочих групп исключает глубокие исследования и анализ результатов испытаний, технических требований и методик проведения самих испытаний. Вся работа ведется на добровольной основе и с небольшой или никакой финансовой поддержкой, поэтому было предложено, – создать более структурированный и хорошо финансируемый научно-исследовательский центр. Который должен будет работать параллельно с Технической рабочей группой, и будет служить опорой испытательной и исследовательской деятельности организацией в рамках ОЭСР.
Это предложение уже обсуждалось на предыдущей рабочей группе и на ежегодном собрании [TAD / CA / T / M (2013) 2, TAD / CA / T / M (2013) 3] и 2013, 2014 [TAD / CA / T / M (2013) 1, TAD / CA / T / M (2014) 1], но решения не были достигнуты. Разногласия вызвали возможность дублирования функций, финансирование центра, определение руководящего и количественного состава, утверждение тематики исследований и испытаний. Продолжительные дискуссии по этому поводу не привели к окончательному варианту, и было решено продолжить их на предстоящих заседаниях рабочей группы и ежегодного собрания в 2015 году.
Из многочисленных предложений от делегаций разных стран было принято следующее.
Создать Бюро, которое в сотрудничестве Секретариатом и испытательными станциями, на Ежегодном Собрании (АМ) каждый год будет определять приоритетные темы исследований или мероприятий, которым необходимо внешнее финансирование (работа за пределами согласованной АМ программы). Эти мероприятия не должны пересекаться с текущей работой по Тракторными кодами ОЭСР, Технической рабочей группы и должны дополнять любую деятельность, разработанную или находящуюся в разработке рабочих групп технической поддержки.
Бюро будет работать в трех направлениях:
- Взаимодействие с финансирующими организациями в целях обеспечения того, чтобы будущие исследования включали темы актуальные для стран-членов тракторных кодов (например, безопасность оператора).
- Взаимодействовать с конкретным спонсором, для получения достаточной финансовой поддержки для специальных проектов.
- Поощрять тесное сотрудничество среди испытательных станций и осуществлять поиск необходимого финансирования для поддержки совместных мероприятий.
- Организовывать обмен сотрудниками между испытательными станциями, координации совместных научно-исследовательских проектов с участием нескольких испытательных станций и создания сети испытательных станций, способной предложить перспективы для новых потенциальных стран-членов.

Доклад составлен на основе документов, отправленных в следующих странах: Австрия, Китай, Чехия, Германия, Индия, Италия, Япония, Корея, Испания, Швейцария, Турция, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты Америки. (См. отчет В.Пронина Ежегодное собрание (конференция) 2014 года.
Все опрошенные страны признали важность энергетической эффективности и, как правило, поощряют это либо путем их регулирования или стимулирования / субсидии в целях содействия использованию и разработке более энергоэффективного оборудования во всех отраслях экономики, включая сельское хозяйство. Большинство стран контролируют ограничения выбросов и правила, применяемые для транспортных средств и промышленности. Немногие страны расширяют выбросы и энергетическое законодательство в сельском хозяйстве. Только Китай, Корея и Испания и Турция имеют официальную регламенты по ранжированию самоходной техники в зависимости от энергетической эффективности.
Законодательство.
Из анкет видно, что есть огромный массив технологий используемых или разрабатываемых странами-членами Тракторных кодов ОЭСР. Тем не менее, наиболее распространенные технологии, используемые в настоящее время системы селективного каталитического восстановления (SCR) и системы дизельных сажевых фильтров (DPF).
Дополнительный вывод, что точное количество тракторов в использовании в странах-членах довольно трудно оценить. Официальная статистика варьируется от страны к стране, и не все тракторы зарегистрированы по одинаковой статистической методике. В большинстве случаев данные относятся к официальным данным, а не к фактическими.
В свете вышеизложенных выводов, Секретариат предложил приступить к анализу ключевых вопросов, которые страны-члены считают, требуют более глубокого анализа и представить новый доклад на следующим АМ.
Еще одной темой для обсуждения является однозначное определение термина «трактор». В настоящий момент нет универсального определения понятия «трактор», но еще хуже, что по этой причине отсутствует достоверная статистика о количестве тракторов находящихся в использовании в странах-членах.
Ниже приводится краткий обзор определений "Трактор", используемых различными международными организациями.
OECD: ТРАКТОР – Механическое средство, предназначенное исключительно или в основном для сельскохозяйственного назначения и не разрешенное на дорогах общественного пользования.
OECD Tractor Codes: ТРАКТОР – Самоходное колесное транспортное средство, имеющее по меньшей мере два моста, или гусениц, предназначен для выполнения следующих операций, в первую очередь для сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения: тянуть прицепы; нести, тянуть или двигать сельскохозяйственные и лесные орудия или и, где необходимо, источником привода стационарных машин.
FAO: ТРАКТОР – Как правило, относят тракторы колесного или гусеничного типа (за исключением садовых тракторов), используемые в сельском хозяйстве.
EC:ТРАКТОР – Сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы определяется как любое движущее транспортное средство, оснащенное колесами или гусеницами, имеющие по меньшей мере две оси, главным функция которого заключается в его тяговом усилии и который специально предназначен для буксировки, перевозки или привода определенных инструментов, техники и трейлеров и предназначен для сельскохозяйственного или лесного использования. Это может быть оборудованное для перевозки грузов и пассажиров.
ISO – 12934-1: ТРАКТОР – Самоходная машина имеющая по меньшей мере две оси с колесами, или бесконечными гусеницами, специально разработанные тянуть сельскохозяйственной прицепы и тянуть, толкать, нести и работать на сельскохозяйственных работах (в том числе лесных работах), которые могут быть снабжены съемными платформами. ПРИМЕЧАНИЕ: сельскохозяйственная машина имеет максимальную рабочую скорость не менее 6 км/ч и может быть оснащен одним или несколькими местами.
UNECE: "Трактор" означает любое механическое транспортное средство, либо колесное или гусеничное, которое имеет по меньшей мере, две оси, функция существенно зависит от его тягового усилия и который специально предназначенное для буксировки, толкания, перевозки или приведения определенных приспособлений, машин или прицепов, и предназначен для использования в сельском хозяйстве или лесном хозяйстве. Такой трактор может быть приспособлен для перевозки грузов и обслуживающего персонала.
ТР ТС 031/2012 «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним»:
"Трактор" - колесное или гусеничное механическое транспортное средство, имеющее не менее двух осей и максимальную скорость не менее 6 км/ч, использующее преимущественно тяговое усилие и предназначенное в основном для буксирования, толкания, транспортирования или приведения в действие рабочего оборудования, применяемое в сельском или лесном хозяйстве;
Хотя эти определения похожи, есть тонкие различия, которые могут привести к различным классификациям тракторов. Одним из примеров является включение пассажиров в определении тракторов (... может быть оборудован для перевозки грузов и пассажиров). В том числе слово «пассажиров» расширяет сферу машин, которые могут быть классифицированы как тракторы. Определения, применяемые на национальном уровне также могут отличаться. Секретариату предложено распространить краткий вопросник для анализа степени этих расхождений и впоследствии предложить единое согласованное определение, которое должно быть использовано во всех странах-членах тракторных Кодов ОЭСР.
Уровень механизации сельского хозяйства был определен как вторая приоритетная тема. Хотя механизация сельского хозяйства является ключевым направлением в ряде стран (в частности, в развивающихся), ОЭСР не хватает исследований, которые помогают четко выделить сектора обеспечивающие продовольственную безопасность. Экономическими параметрами эти сектора определить не возможно. Требуются исследования эффективности технической модернизации, определение реальных способов оптимизации погектарных расходов на эксплуатацию сельскохозяйственной техники.
Секретариатом предложено подготовить исследования с целью количественной оценки средних доходов от механизации сельского хозяйства, уделяя особое внимание самоходной сельскохозяйственной технике. Здесь же должны быть приняты во внимание аспекты безопасности и соответствия тракторов и сельхозтехники заявленным техническим характеристикам и общим техническим требованиям.
Секретариат должен собрать как можно больше информации, хотя в некоторых случаях может возникнуть необходимость обращения к национальным органам власти с просьбой представить соответствующие данные.
Первый этап исследования представит обновленный обзор уровня механизации сельского хозяйства по всему миру, а также о пахотных землях и ее распределении.
Второй этап позволит количественно оценить преимущества механизации с точки зрения увеличения объема сельскохозяйственного производства за счет внедрения тракторов и современной сельхозтехники.
Третий этап позволит выработать рекомендации по вопросам политики о путях совершенствования сельскохозяйственного производства через эффективную механизацию сельскохозяйственного сектора.
Ключевую роль в оптимизации эксплуатационных расходов сельскохозяйственной техники играет ее энергоэффективность.
Здесь особое место занимают тракторы, как самые большие потребители топлива. Генерация энергии происходит из топлива, введенного в двигатель трактора. Из этой энергии, тракторы обеспечивают отдачу - тяговое усилие, крутящий момент вала отбора мощности (ВОМ) и гидравлическую мощность. Таким образом, энергетическая эффективность трактора является одним из наиболее важных факторов, влияющих на ход энергосбережения и сокращения выбросов для механизации сельского хозяйства.
С этой целью некоторые страны вводят понятие «индекс энергоэффективности» (EEI) и рассчитывают его количественное значение по оригинальным методикам. В частности, Турция, Корея и Испания предпочитают использовать код 2 ОЭСР, классифицируя тракторы по их энергоэффективности.
В Китае, Главное управление по надзору за качеством и карантину выпустило в 2012 году стандарт GB 28239-2012 "Нормы и методы измерения удельного расхода топлива и удельного расхода масла для дизельных двигателей тракторов". Этот стандарт вступил в силу в 2013 году, по которому все тракторные двигатели должны соответствовать его требованиям.
В Австрии, правительство организует учебные курсы для фермеров в целях сокращения потребления энергии и выбросов тракторами. Правительство предоставляет фермерам советы по покупке энергоэффективных тракторов.
С одной стороны, это помогает потенциальным покупателям оценить мощность тракторов, которые лучше соответствуют их потребностям, предлогать тракторы с низким расходом топлива, обращать внимание на тип коробки передач и т.д. С другой стороны, они также дают совет – как эффективно использовать трактор. Например, правильное давление в шинах, оптимизация балласта трактора, и адаптация мощности трактора в зависимости от агрегатируемой машины.
Индия представляет фермерам рекомендации, в частности о том, как уменьшать потребление дизельного топлива при использовании трактора, и рекомендует использовать и приобретать энергосберегающее оборудование.
В дальнейшем, этот индекс используется для расчетов размеров субсидий на приобретение и эксплуатацию энергетики.
Турецкий испытательный центр TAMTEST по испытаниям сельскохозяйственных орудий и машин
Испытательный центр по сельскохозяйственному оборудованию и машинам (TAMTEST) была основана в 1962 году как орган НИИ сельского хозяйства. С 1987 года это управление работает напрямую с Министерством сельского хозяйства. Штат сотрудников насчитывает 80 опытных специалистов.TAMTEST является публичной организацией, деятельность которой направлена на устойчивое развитие сельскохозяйственной техники и оборудования.

Одной из основных задач, поставленных при посещении испытательного центра TAMTEST являлось ознакомление с материально-технической базой испытательного центра в аспекте оснащенности средствами измерений и испытательным оборудованием для испытаний сельскохозяйственных тракторов и их компонентов, а так же с организацией инфраструктуры, обеспечивающей работу средств измерений и испытательного оборудования при проведении испытаний.
В силу жесткого графика мероприятий, основное внимание было уделено организации тяговых испытаний тракторов, испытаний тракторов через вал отбора мощности (ВОМ) и испытаний устройств защиты при опрокидывании тракторов.
Следует отметить, что для организации трека для тяговых испытаний по подобной схеме необходимо также учитывать требования безопасности и условий труда для сотрудников, не принимающих участие в тяговых испытаниях, например агрегатирование испытываемого трактора и поглотителя тяговой мощности (имитатора тягового усилия) посредством жесткой сцепки (в настоящее время в Российских МИС применяется, как правило, гибкая сцепка), повышение звукоизоляции зданий и сооружений для обеспечения шумового комфорта сотрудников испытательного центра, организация схем и правил движения и перемещения машин и сотрудников по территории испытательного центра, установка автоматизированных систем информации и сигнализации о нахождении посторонних объектов на испытательном треке и пр.
Имитаторы тяговой загрузки изготовлены на базе грузовых автомобилей, поглотители мощности вихретокового типа с воздушным охлаждением ротора. Данная схема, в силу простоты, относительно малой стоимости и высокой надежности конструкции, оптимальна для проведения тяговых испытаний на асфальто-бетонном треке тракторов малой и средней мощности, поскольку обеспечивает необходимый диапазон регулирования тягового усилия в течение непродолжительного интервала времени. Однако, по Российским стандартам, тяговые испытания тракторов проводятся также и на почвенных фонах, что, в силу ряда существенных особенностей, делает подобную схему малоэффективной, а иногда и неприемлемой. Для проведения тяговых испытаний тракторов на почвенных фонах является схема при которой имитатор тяговой загрузки изготовлен на базе трактора с электрическим поглотителем мощности асинхронного типа.

Испытания тракторов через ВОМ.



Испытания устройств защиты при опрокидывании тракторов.

Экономический эффект от подобного подхода при расширении диапазона испытываемых машин до тракторов большой и сверхбольшой мощности по ряду причин сомнителен, но все же требует рассмотрения и детального расчета.
Для сравнительного анализа испытательных организаций России и Турции нами переведен протокол по результатам испытаний «Полевого садового опрыскивателя» (см. приложение).
В результате сравнения установлено, что протокол испытаний турецкого испытательного центра TAMTEST аналогичен протоколу периодических испытаний по сокращенной программе, проводимых в российских МИС. Существенным отличием протокола центра TAMTEST является отсутствие оценки надежности машины и эксплуатационно-технологических показателей, оцененных в условиях полевой эксплуатации. В протоколе центра TAMTEST приводятся фактические данные оценки качества работы рабочих органов, не сопоставляя полученные величины на соответствие требованиям нормативной документации, как это делают российские МИС. При этом в протокол центра TAMTEST, выносится большое количество первичных данных, которые представляются в виде таблиц, графиков и номограмм. Российские МИС отражают в своих протоколах усредненную информацию в целом по машинам, а подробные данные измерений аккумулируют в виде пакета первичных материалов, которые хранятся в архивах МИС и могут быть представлены заказчику по запросу.
Тракторный завод TürkTraktör (Анкара)
В соответствии с планом мероприятий 6 июня состоялась экскурсия на крупнейший в Турции тракторный завод TürkTraktör.Завод TürkTraktör расположен в Анкаре. Его общая площадь насчитывает 257 325 квадратных метров, в том числе 68 613 квадратных метров производственная площадь. Производственная мощность завода составляет 50000 тракторов в год.


В настоящее время TürkTraktör производит 250 основных моделей тракторов и 500 различных комплектующих, такие как двигатели, коробки передач, передние и задние оси. Более 30% своей продукции он экспортирует в более чем 90 странах по всему миру. На TürkTraktör организовано совместное производство тракторов известных мировых брендов New Holland и Case IH. Несмотря на иностранные марки, уровень локализации производства составляет более 80%, что выгодно отличает этот завод от подобных предприятий, размещенных в России.
Завод TürkTraktör оснащен по последнему слову техники, включая окрасочный цех, сборочные линии и лабораторий контроля качества. TürkTraktör проводит исследования и анализ рынка, рассматривает ожидания и требования фермеров во всем мире. Завод старается быть надежным спутником фермера с развитой дилерской сетью и сервисной службой.
Глава делегации от Российской Федерации Директор ФГБУ «Поволжская МИС», к.т.н. |
В. Пронин |
Директор ФГБУ «Кубанская МИС», к.т.н. |
В. Масловский |
Директор ФГБНУ «Росинформагротех», д.т.н. |
В. Федоренко |
Минсельхоз России разработал проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 15 и 17 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» с целью законодательного закрепления проведения испытаний сельскохозяйственной техники и оборудования. Коротко это звучит так: «…оценка соответствия заявленным функциональным характеристикам (потребительским свойствам) сельскохозяйственной техники...».
Законопроектом предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению порядка и системы критериев оценки эффективности сельскохозяйственной техники, отнесение к полномочиям Минсельхоза России проведения и организации работ по определению эффективности сельскохозяйственных машин и оборудования, а также их функциональных характеристик (потребительских свойств). Оценивать сельскохозяйственную технику на соответствие критериям эффективности будут ФГБУ Государственные зональные машиноиспытательные станции, подведомственные Минсельхозу России путем проведения натурных испытаний.
Принятие законопроекта обеспечит доступность информации об эффективности сельскохозяйственных машин и оборудования и их функциональных характеристиках, позволит повысить эффективность использования финансовых средств сельскохозяйственных товаропроизводителей и бюджетных средств, направляемых на их поддержку. Изготовители техники на основе указанной информации смогут совершенствовать конструкцию машин и оборудования под зональные технологические параметры и ориентировать свое производство на конкретные условия использования.
Минсельхоз России планирует совместно с Минпромторгом России организовать проведение на постоянной основе, начиная с 2015 года, сравнительных испытаний сельскохозяйственной техники для получения сведений об ее эффективности в одинаковых условиях эксплуатации. С целью реализации планируемой работы предполагается включить в подпрограмму «Сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность» Государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» мероприятие «Проведение сравнительных испытаний сельскохозяйственных тракторов, машин и оборудования» с выделением бюджетного финансирования. Финансовые средства, полученные машиноиспытательными станциями, будут использованы на их техническое переоснащение.
Правительством РФ уже направлено поручение Минфину, Минсельхозу и Минпромторгу России проработать вопрос о ежегодном выделении Минпромторгу России дополнительных средств из федерального бюджета в целях обеспечения мероприятия «Проведение сравнительных испытаний сельскохозяйственных тракторов, машин и оборудования» подпрограммы «Сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» при подготовке проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Реализация намеченных мероприятий и использование получаемой достоверной информации о качестве рыночного продукта позволят органам управления АПК субъектов Российской Федерации, ОАО «Росагролизинг», ОАО «Россельхозбанк» и другим коммерческим банкам более эффективно использовать средства федерального бюджета
Продолжается информационно-консультационное взаимодействие ФГБУ «Поволжская МИС» с регионами Приволжского федерального округа. 29 мая 2014 г. по приглашению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики специалисты ФГБУ «Поволжская МИС» выступили с докладами по результатам испытаний сельскохозяйственной техники на республиканском семинаре-совещании с руководителями и специалистами сельскохозяйственных организаций по теме «Энергоресурсосбережение в сельскохозяйственном производстве».
Приветственным словом семинар открыл первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики М.М.Ушков. Он подчеркнул остроту и актуальность вопросов энергоресурсосбережения в сельскохозяйственном производстве, а также о необходимости практического исполнения федерального закона №263 ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…».
Специалисты ФГБУ «Поволжская МИС» представили уникальную методику экономической оценки сельскохозяйственных машин и технологий, а также результаты испытаний тракторов и зерноуборочных комбайнов, ответив на вопросы аграриев по поводу главных критериев выбора этой техники. Также, они в своих докладах обратили внимание участников на необходимость предварительной консультации с независимыми экспертами, перед тем как инвестировать в предлагаемые рынком дорогостоящие мероприятия по повышению энергоэффективности производства. Следует выбирать именно те мероприятия, эффективность которых подтверждается результатами испытаний у независимых экспертов.
Участники совещания, получив ответы на многие свои вопросы, дали высокую оценку представленной информации и попросили Минсельхозпрод УР по возможности чаще приглашать специалистов Поволжской МИС на организуемые им совещания. С этой целью между ФГБУ «Поволжская МИС» и Минсельхозпродом Удмуртской Республики подписано двухстороннее соглашение об информационно-консультационном взаимодействии.
Участниками совещания была высоко оценена работа Поволжской МИС и решено продолжать успешно проводимые работы по сравнительным испытаниям сельскохозяйственной техники, организации и проведения на регулярной основе сельскохозяйственных выставок на базе ФГБУ МИС. Учитывая важность и значимость информации получаемой в результате испытаний, поручено проработать вопрос взаимодействия МИС с органами управления АПК субъектов Российской Федерации, ОАО «Росагролизинг», ОАО «Россельхозбанк» и другими коммерческими банками, участвующими в программах государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и производителей сельскохозяйственной техники.
С 25 по 28 февраля 2014 года российская делегация в составе директора ФГБУ «Поволжская МИС» В.Пронина (Глава) и директора ФГБНУ «Росинформагротех» В.Федоренко приняла участие в ежегодной конференции по тракторным Кодексам Директората по сельскому хозяйству и торговли ОЭСР, которая проходила в Париже.

Перед открытием конференции была распространена декларация о преимуществах, которые дает странам участие в Тракторных кодексах ОЭСР. К ним в первую очередь следует отнести:
- сертификат ОЭСР признается в 26 странах, 4 из которых Индия, Китай, Россия и Сербия не являются членами ОЭСР;
- в глобальную сеть ОЭСР входят испытательные станции, находящиеся в Европе, Азии и Америке. Они должны обеспечивать методы и средства испытаний в соответствии с процедурами и кодексами ОЭСР;
- в среднем на выдачу сертификата требуется не более 5 дней;
- тракторные кодексы равнозначны директивам ЕС;
- испытания проводятся в странах-членах, а их результаты обязательно проверяются и подтверждаются Координационным центром ОЭСР. Этот процесс повышает достоверность результатов испытаний для операторов и гарантирует соблюдение производителями правил и порядков, способствующих расширению торговли на основе взаимной выгоды;
- безопасность оператора является одним из основополагающих принципов Тракторного кодекса ОЭСР. Сертификация соответствующих устройств защиты при опрокидывании и защиты от падающих предметов значительно уменьшило количество смертельных случаев при работе с тракторами;
- Тракторный кодекс ОЭСР регулярно обновляется, учитывая меры по улучшению эксплуатационных качеств машин, безопасности работы и охраны окружающей среды;
- количество членов в сети Тракторного кодекса ОЭСР постоянно растет и открывает новые перспективы и рынки;
- страны, признающие Сертификат ОЭСР отметили увеличение экспорта тракторов в среднем на 30%.
Открыл конференцию председатель Dr. Hasan Silleli (Турция). После открытия конференции он пригласил всех участников на прием в турецкое посольство во Франции в честь того, что представитель Турции стал председателем комитета по тракторным кодексам, каждые два года происходит ротация председателя и его заместителей.
На открытии конференции были официально объявлено о сложении полномочий вице-председателя Dr.Sandro Liberatori (Италия) и подтверждены полномочия нового вице-председателя Mr. Therry Langle (Франция).
Также были приняты (одобрены) краткие отчеты собраний прошедших в 2013 году:
- Ежегодной конференции по тракторным стандартам (Париж 28 февраля - 01 марта 2013 г.);
- Технической рабочей группы (Париж 29-30 мая 2013 г.);
- Технической рабочей группы (Ганновер 13-14 ноября 2013 года г.).
В течение двух дней на общих заседаниях состоялось принятие и разъяснение поправок в Тракторные кодексы и зоны их применимости, которые являлись предметом дискуссий на всех совещаниях и рабочих группах в течение 2013 года. В основном они касались расхода топлива, уровня шума в кабине трактора, вертикальных нагрузок на оси, вносились поправки в стандарты обеспечивающие безопасность при опрокидывании тракторов, обсуждались новые поля применимости требований Кодексов.
Особое внимание было обращено на перевод Кодекса 4 на испанский язык, за что испанская делегация была отмечена благодарностью.
Также было обращено внимание на то, что изменение или новый макет Кодекса 7 делает его более удобным для использования среди владельцев тракторов, расширяет их возможности фермеров при выборе тракторов для определенного вида работ благодаря включению новых данных, графиков и таблиц.
Германская делегация предложила иметь краткие отчеты не только на английском и французском языках, но использовать для этих целей еще несколько языков. Идея была одобрена и запланировано ее осуществление в ближайшем будущем. Американская делегация, поддержав публичное размещение результатов испытаний, тем не менее, отметила, что публиковать следует лишь основные результаты, так называемую базовую информацию в краткой форме.
Весьма существенное внимание было уделено проблемам энергетической эффективности в сельском хозяйстве. С этой целью было проведено исследование о состоянии дел по этой тематике в развитых странах со всего мира. В течение 2013 года странам участникам было предложено заполнить анкету по энергетической эффективности тракторов в их странах. Российская делегация в опросе не участвовала, т.к. мы приступили к работе уже после того как анкетирование продолжалось более полугода.
В повестке дня также было принятие решения о создании исследовательского центра ОЭСР, поиски источников финансирования, дислокации и основных принципов деятельности. Председатель Dr. Hasan Silleli (Турция) проинформировал делегатов о том, что нет подготовленных документов по этому вопросу и сделал устную презентацию. В основном это касалось того, что до настоящего времени необходимые исследования проводятся в инициативном плане за счет добровольно внесенных средств, и было бы правильно иметь соответствующий фонд и специалистов, чтобы проводить исследования или испытания более высокого уровня. В процессе дискуссии по этой проблеме делегация США заявила, что нет необходимости в создании отдельного органа «исследовательский центр», что существующего секретариата вполне достаточно, но поддержала формирование специально фонда для проведения подобной работы. Представители Италии отметили, что назрела необходимость поиска новых форм поддержки исследований. Делегат Германии предложил привлечь дополнительные средства в рамках программы Европейский Горизонт 2020. Южная Корея согласилась с важностью создания исследовательского центра, но заявила о дополнительном обсуждении его дислокации, т.к. азиатским членам будет труднее и дороже направлять своих представителей в объединенный центр и просила учесть их мнение при решении. В заключение обсуждения этого вопроса было решено, что секретариат подготовит документ и разошлет его участникам с последующим обсуждением в рамках работы конференции в Анкаре 3-6 июня 2014 года.
Учитывая повышенный интерес, проявляемый к вопросам энергетической эффективности применения сельскохозяйственной техники во всех странах, считаем целесообразным привести некоторые данные состоявшегося опроса. Он проводился на добровольных началах, каждому участнику было предложено ответить на следующие вопросы:
Как в вашей стране определяется энергетическая эффективность?
Несмотря на то, что в разных странах есть различные интерпретации определения энергетической эффективности, но в основном они имеют одинаковое значение «производить больше с меньшими затратами энергии».
Большинство европейских стран определяют эффективность использования энергии как соотношение между выходом оказанных услуг, произведенных товаров или энергии и затратами энергии. Это соответствует Директиве Эффективности использования энергии ЕС (2006732/EC).
Другие страны, такие как Соединенные Штаты, определяют эффективность как количество использованной энергии на единицу произведенного продукта.
Турция и Япония включают социальные и экологические параметры в определение эффективности использования энергии:
- В Турции: - это сокращение энергии, расходуемой за единицу услуг или продукта, не вызывая снижение жизненного уровня и качество обслуживания населения, а также качество и количество произведенной продукции на промышленных предприятиях
- В Японии: - это рациональное использование энергии для обеспечения эффективного использования топливных ресурсов в соответствии с обстановкой в экономической и социальной средах.
Выше упомянутое относится ко всей используемой государствами энергии, а не только в сельскохозяйственном производстве.
Китай, пожалуй, единственная страна, которая имеет официальное определение, непосредственно относящееся к сельскому хозяйству. Это определение относится к тракторам: - это количество произведенной энергии на единицу потребленного топлива.
Какова текущая политика по энергетической эффективности в вашей стране?
Все опрошенные страны признают важность энергетической эффективности и как правило поощряют ее путем регулирования или стимулирования (субсидирования) приобретения и использование более энергоэффективного оборудования, в том числе сельскохозяйственных машин.
Многие страны используют различные инструменты для стимулирования экономного расходования топлива или снижения выбросов в окружающую среду, что, как известно, находится в прямой зависимости.
Так, например, Европейская комиссия поощряет сокращение потребления энергии и переход к использованию энергии из возобновляемых источников по всему континенту.
В соответствии с этим, Австрия, Германия и Великобритания имеют национальные программы потребления энергии до 2020 года. Германия и Великобритания должны понизить потребление на 20%, а Австрия повысить потребление энергии из возобновляемых источников на 34%.
В Азии этими вопросами активно занимаются в Индии, где два государственных подразделения осуществляют политику эффективного использования топливных ресурсов: Нефтяной Научно Исследовательский Институт (PCRA) и Бюро Эффективного использования Энергии (BEE). Правительство также обеспечивает экономические стимулы фермерам для приобретения энергосберегающего сельскохозяйственного оборудования. Существуют нормы выбросов для всех типов транспортных средств, включая тракторы. Более того Департамент сельскохозяйственных машин Министерства в конце 1990-х установил нормы потребления топлива в зависимости от мощности тракторов.
Существование национального законодательства касающегося выбросов и потребления энергии.
Почти во всех странах осуществляется государственная политика в области эффективного использования энергетических ресурсов и соответствуют программы. Иногда она проводится специальными государственными структурами, а где-то на основе законодательных и нормативных документов.
Большинство стран руководствуется нормами, установленными для транспортных средств в промышленности. Некоторые пытаются сделать подобное для сельского хозяйства, и только Китай, Южная Корея и Испания имеют официальные законодательства для сельского хозяйства.
В Чешской Республике, национальное законодательство акцентирует внимание исключительно на выбросах, а не на конкретных нормах.
В Испании разработали процедуру для классификации тракторов в соответствии с их энергетической эффективностью. Методика основана на данных, полученных из официальных испытательных лабораторий ОЭСР, сосредоточив внимание на данных о потреблении топлива и производительности. Министерство сельского хозяйства, продовольствия и охраны окружающей среды (MAGRAMA), через Указ 457/2010 (средства на возобновление национального фонда сельскохозяйственной техники) создает стимулы для покупки новых «Энергоэффективных» тракторов, которые отнесены к энергоэффективным по двум категориям:
- категория А - где базовая сумму помощи увеличивается на 30 евро / л.с.
- категория В - где базовая сумма помощи увеличивается на 10 евро/л.с.
В Китае в прошлом году принят стандарт NY/T 2207-2012 «Оценки эффективного использования топлива колесными тракторами», там, например, есть положения, которые подразделяют тракторы на 4 категории в соответствии с эффективностью использования топлива. Пока Министерство сельского хозяйства стимулирует участников согласившихся его выполнять, но в скором будущем он примет статус обязательного стандарта.
Также в 2012 году принят стандарт GB 28239-2012 «Пределы и методы измерений удельного расхода топлива и удельного расхода масла для дизельных двигателей внедорожной техники». С 2013 года это обязательный стандарт и ему должны соответствовать все тракторные двигатели.
С 2009 года разработана государственная методика испытаний и наблюдений за потреблением топлива для автомобильного транспорта она обязывает коммерческий транспорт соблюдать пределы потребления. Дополнительно существует «Перечень объектов потребления» куда входит большое количество видов транспортных средств. Потребители, покупающие машины из этого списка получают субсидии в размере 3000 Юаней.
В Австрии и многих других странах Европы государства проводят за свой счет курсы по обучению фермеров правильной эксплуатации техники, что имеет существенное влияние на энергопотребление. Для примера такие параметры как оптимизация балластировки, давление в шинах, правильный выбор режимов работы и рациональное агрегатирование могут обеспечить до 25-30% экономии топлива.
Корея имеет реально действующее Национальное законодательство в области загрязнения воздуха (Закон Сохранения Чистого воздуха), которое направлено на контроль за выбросами. Законодательство изначально охватывало автомобильный транспорт, однако начиная с февраля 2013 регулирование выбросов выхлопных газов расширено, и охватывает также тракторы и комбайны. В настоящее время действует стандарт Tier 3, но в 2015 году он будет действовать как Tier 4.
В Соединенных Штатах отсутствует официальная политика для сельскохозяйственного сектора. Однако, Управление по охране окружающей среды полагает, что снижение выбросов увеличивают топливную экономичность, в то время как Министерство энергетики, главным образом, сосредоточено на экономии углеводородного топлива.
Существование современных технологий снижающих энергопотребление и выбросы для тракторов?
Из анкет складывается ощущение, что их очень большое количество в странах ОЭСР, где разрабатываются и используются Тракторные Кодексы, тем не менее, наиболее распространенные технологии, используемые в настоящее время это каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры для дизельных двигателей.
Важной частью обеспечения эффективности использования энергии являются техническое оснащение и модернизация самоходной техники, применяемой в сельском хозяйстве. К мероприятиям в первую очередь следует отнести: применение турбо-наддува, впрыск топлива под высоким давлением, автоматическое вождение техники, использование GPS навигации, применение гибридных трансмиссий, рециркуляция выхлопных газов, 4-х клапанные цилиндры, нейтрализация отработанных газов, применение сажевых фильтров и т.д.
На наш взгляд серьезное внимание следует обратить и на технологии, применяемые в сельском хозяйстве от которых до двух раз можно снизить расход топлива выращивая одну и ту же культуру с практически неизменной урожайностью.
Какое количество сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов используется в настоящее время.
Это довольно сложно оценить. Официальная статистика различается от страны к стране и не все тракторы зарегистрированы. Некоторые тракторы используются как хобби, хотя и дифференцировать их от тракторов, используемых для естественного сельскохозяйственного труда, иногда трудно. В большинстве случаев анализируют данные официальной оценки, а не фактические данные.
Страна |
Тракторы |
Австрия |
• 330,000 сельскохозяйственных тракторов, по данным регистрации проведенной в 2012 году |
Китай |
• 22.52 млн. тракторов, зарегистрированных в 2011 г. |
Чешская республика |
• 59 013 зарегистрированных тракторов • 1341 новых тракторов, проданных в 2013 году (январь-август) |
Германия |
• 1,5 миллиона тракторов зарегистрированных на 2013 • 5-7 лет оценочный средний возраст тракторов действительно используемых в сельском хозяйстве, по крайней мере в арбитражных спорах фигурирует эта цифра. |
Индия |
• 4000.000 зарегистрированных тракторов на 2013 год. |
Япония |
• 1,63 млн. тракторов, зарегистрированных на 2010 год |
Швейцария |
• 135064 тракторов зарегистрировано на 2012 год. |
Турция |
• 1,5 миллиона тракторов, зарегистрированных на 2013 год. |
Велико-британия |
• 250000 зарегистрированных тракторов на 2012 год. |
США |
• 4,355,000 тракторов зарегистрировано на 2011 год, оценочно. |
В анкете также представлено количество тракторов находящееся в эксплуатации в каждой из стран и количество ежегодно приобретаемых новых тракторов, а также средний срок службы тракторов, т.к. расход топлива в значительной степени зависит от их технического уровня и технического состояния в частности степени износа.
Как правило, почти во всех перечисленных странах, отсутствуют программы обновления тракторного парка из-за высокой его насыщенности. В качестве примера уместно сделать такое сравнение: Швейцария, например, имеет 135000 тракторов на площадь 41285 квадратных километров при ежегодном обновлении 2500 тракторов и Самарская область по статистике на 01.01.2013 имеет 9159 тракторов на площадь53600 кв.км. при ежегодном обновлении 450 тракторов.
Специальные программы и методики определения энерго-эффективности тракторов.
О существовании специальных методик определения энергетической эффективности тракторов сообщили 3 страны-участницы Турция, Южная Корея и Испания, остальные используют Тракторный кодекс 2 или варианты кодекса 2 классификации тракторов.
Наиболее интересная на наш взгляд методика была представлена испанскими испытателями. Она предоставляет фермерам вместе с полезной информацией о тракторе, который они собираются приобрести, сравнения эффективности использования энергии большинства моделей, присутствующих в рынке Испании. В испанской методике оговорены показатели удельного расхода топлива, который рассчитывается на основании результатов испытаний тракторов с различными видами трансмиссий. В данном случае определение энергоэффективности строится из соотношений между удельным расходом топлива и номинальной мощностью. Следует отметить, что составленный список тракторов ранжированный по энергоэффективности публикуется Министерством сельского хозяйства, продовольствия и окружающей среды.
В данном отчете нами приведены наиболее обсуждаемые проблемы в период проведения Парижской конференции.
Следующая конференция технической рабочей группы состоится в Анкаре 4-6 июня 2014 года.
Директор ФГБУ «Поволжская МИС» В.Пронин
Лаборатория испытаний машин и оборудования для животноводства ФГБУ «Поволжской МИС» приняла на испытания доильные аппараты ДАД-01К, предназначенные для машинного доения коз в молокопровод или доильное ведро, производства ООО «НПП «ДОГГЕР» г. Рязань.
Машинное доение коз имеет свои тонкости, а в некотором отношении оно даже сложнее ручного. Данные доильные аппараты создавались специально для доения коз, то есть – с учетом всех физиологических особенностей небольших по размеру животных.
Как заявляет производитель, применение аппаратов позволяет максимально приблизить процесс дойки к естественному, а конструктивное исполнение доильного аппарата, используемые современные материалы позволяют создать щадящий режим дойки, что предотвращает травмирование сосков вымени и исключает заболевание животных маститом.
Испытаниями предстоит проверить заявленные заводом-изготовителем характеристики, в том числе эксплуатационно-технологические, зоотехнические показатели, показатели надежности при работе в реальных условиях эксплуатации.
На Поволжскую МИС поступил для испытаний опытный образец широкозахватного 12-ти корпусного прицепного оборотного плуга ППРО-12-01 производства ДП «Минойтовский ремонтный завод» (Республика Беларусь). Плуг шириной захвата 5 м спроектирован для энергонасыщенных тракторов мощностью не менее 430 л.с.
Конструкция плуга предусматривает его эксплуатацию, как в двенадцатикорпусном, так и в одиннадцати- и десятикорпусном вариантах, в зависимости от почвенных условий работы и мощности агрегатируемых тракторов.
В процессе испытаний предстоит оценить заявленные характеристики плуга ППРО-12-01 и подготовить рекомендации эффективной эксплуатации данной машины.
Поволжская МИС приняла на испытания борону зубовую широкозахватную БЗШ-21 производства ОАО «Грязинский культиваторный завод» (г. Грязи, Липецкая область). Данная борона спроектирована для тракторов тягового класса 3.
Машина комплектуется секциями борон БЗСС – 1,0Г расположенных в один след. Борона имеет ширину захвата 21 м. По информации завода-изготовителя борона за один проход выполняет рыхление и крошение почвы на глубину до 8 см, выравнивание поверхности поля, а так же вычесывание сорняков.
Испытания бороны БЗШ-21 позволят проверить заявленные заводом-изготовителем характеристики, а также подготовить рекомендации по ее использованию.
На прошедшем 23-24 апреля 2014 года в г. Сочи семинаре, организованном ОАО «Россельхозбанк», на котором собрались представители служб внутреннего контроля (СВК) практически всех российских региональных отделений банка в качестве приглашенного эксперта выступил директор ФГБУ «Кубанская государственная машиноиспытательная станция» Виталий Масловский.
Цель его доклада – ознакомление специалистов СВК с рынком современной сельскохозяйственной техники, краткими задачами испытателей и обсуждение возможности взаимодействия региональных отделений банков с испытательными станциями расположенными во всех основных почвенно-климатических зонах России.
О повышенном внимании со стоны «банкиров» к материалам испытаний может служить тот факт, что вместо запланированных 2 часов доклада В.Масловский выступал почти в два раза дольше. Особый интерес вызвали результаты сравнительных испытаний основных видов сельскохозяйственной техники проведенных в 2012 году. Кстати, эти материалы также были доложены министром промышленности и торговли РФ Д.Мантуровым на совещании у Д.А.Медведева 11 марта в Ростове на Дону.
Основным результатом участия испытателей в мероприятии стало намерение ОАО «Россельхозбанк» пригласить машиноиспытательные станции к сотрудничеству на постоянной основе для более качественного оснащения техникой производителей сельскохозяйственной продукции. Это позволит существенно снизить риски внедрения современных сельскохозяйственных технологий производства продукции и снизить ее себестоимость.