Заседание Комиссии по стандартизации и техническому регулированию
17 мая 2015
Механизмы стандартизации и аккредитации должны стать эффективными инструментами, которые будут содействовать проведению импортозамещения. Об этом шла речь на заседании Комиссии по стандартизации и техническому регулированию Союза машиностроителей России. Председатель Комиссии по стандартизации и техническому регулированию, Президент Научно-технического Фонда Сертификационного центра «КОНТСТАНД» Алексей Шалин, открывая заседание, подчеркнул, что обеспечение процессов импортозамещения инструментами стандартизации и аккредитации, работа над обеспечением качества продукции должна быть одним из приоритетных и постоянных направлений деятельности промышленного сообщества.
В выступлениях участников заседания многократно упоминалось о том, что на сегодняшний день существуют условия, в которых российский производитель фактически не может конкурировать с поставщиками зарубежной подержанной техники. Иностранные поставщики освобождены от полноценных процедур сертификации (причем велика вероятность поставки некачественной продукции), тогда как отечественные производители проходят все этапы оценки соответствия продукции на стадии производства качества, что влечет значительные материальные и временные затраты.
Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Александр Зажигалкин информировал, что в течение полугода совместно с Минпромторгом проведена достаточно успешная компания по ограничению ввоза иностранной подержанной техники, были отозваны свидетельства о регистрации многих автотранспортных средств: «Нам следует быстрее перенимать передовой зарубежный опыт и устанавливать требования не ниже среднемирового уровня в сфере стандартизации и оценки соответствия, чтобы защитить свой рынок от ввоза некачественной продукции. То, что мы делаем и делали раньше, по сути и были программы импортозамещения, просто не называли их так», - отметил он. В настоящее время мы подготовили и заканчиваем обсуждать, с техническими комитетами, перечень стандартов, которые необходимо в первую очередь принять, чтобы обеспечить нормативную базу импортозамещения.
По словам заместителя руководителя Федеральной службы по аккредитации Сергея Мигина, в контексте политики импортозамещения оценка соответствия (сертификации) – это ключевой механизм, позволяющий не допустить на российский рынок подержанную продукцию иностранного производства, которая может не соответствовать обязательным требованиям: «В первую очередь, это борьба со злоупотреблениями в данной сфере, продолжение последовательной работы, связанной с очисткой от фирм-однодневок, которые выпускают сертификаты без испытаний, а также у нас есть ряд предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в этой сфере», - сказал он.
Кроме того, Сергей Мигин подчеркнул значимость обсуждения на площадке Союза машиностроителей России: «Очень важно все инициативы, которые у нас появляются, еще на стадии идеи обсудить с представителями промышленности - с теми, для кого мы фактически и работаем. Мы рассчитываем на хорошую общественную экспертизу и поддержку, потому что если нас машиностроители будут поддерживать в этих вопросах, то мы выйдем на хорошие качественные документы, которые действительно позволят создать дополнительные условия для развития российского производительного импортозамещения», - подчеркнул Мигин.
Председатель Комитета Алексей Шалин отметил, что в ходе заседания представители промышленных предприятий, Росстандарта и Росаккредитации нашли дополнительные точки соприкосновения: «Для нас главное сейчас – говорить на одном языке, ведь у нас общие задачи и нам предстоит вместе их решать,нам необходимо наличие нормативных документов, которые будут востребованы промышленностью. Следует усиливать роль внутренних корпоративных отраслевых стандартов предприятий. На базе этих стандартов, создаваемых на основе передового опыта предприятий, должны формироваться государственные и межгосударственные стандарты».
Кроме того, все участники заседания сошлись во мнении, что сертификация без оценки технологии, конструкторской документации и всего процесса изготовления – это фикция, а для того, чтобы провести такую оценку в процессе сертификации, нужны специалисты, которые хорошо знают промышленность, конструирование, испытания. «В сертификацию должны прийти производственники, и тогда многое получится», - убеждены члены Комиссии по стандартизации. Кроме того, принято решение создать рабочую группу, усилия которой будут направлены на упорядочение схем стандартизации и систем сертификации.
Напомним, что Союз машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, уделяет огромное внимание работе над вопросами, важными для развития машиностроительной отрасли. Как отмечает Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, в структуре Союза машиностроителей России - более 20 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.
В выступлениях участников заседания многократно упоминалось о том, что на сегодняшний день существуют условия, в которых российский производитель фактически не может конкурировать с поставщиками зарубежной подержанной техники. Иностранные поставщики освобождены от полноценных процедур сертификации (причем велика вероятность поставки некачественной продукции), тогда как отечественные производители проходят все этапы оценки соответствия продукции на стадии производства качества, что влечет значительные материальные и временные затраты.
Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Александр Зажигалкин информировал, что в течение полугода совместно с Минпромторгом проведена достаточно успешная компания по ограничению ввоза иностранной подержанной техники, были отозваны свидетельства о регистрации многих автотранспортных средств: «Нам следует быстрее перенимать передовой зарубежный опыт и устанавливать требования не ниже среднемирового уровня в сфере стандартизации и оценки соответствия, чтобы защитить свой рынок от ввоза некачественной продукции. То, что мы делаем и делали раньше, по сути и были программы импортозамещения, просто не называли их так», - отметил он. В настоящее время мы подготовили и заканчиваем обсуждать, с техническими комитетами, перечень стандартов, которые необходимо в первую очередь принять, чтобы обеспечить нормативную базу импортозамещения.
По словам заместителя руководителя Федеральной службы по аккредитации Сергея Мигина, в контексте политики импортозамещения оценка соответствия (сертификации) – это ключевой механизм, позволяющий не допустить на российский рынок подержанную продукцию иностранного производства, которая может не соответствовать обязательным требованиям: «В первую очередь, это борьба со злоупотреблениями в данной сфере, продолжение последовательной работы, связанной с очисткой от фирм-однодневок, которые выпускают сертификаты без испытаний, а также у нас есть ряд предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в этой сфере», - сказал он.
Кроме того, Сергей Мигин подчеркнул значимость обсуждения на площадке Союза машиностроителей России: «Очень важно все инициативы, которые у нас появляются, еще на стадии идеи обсудить с представителями промышленности - с теми, для кого мы фактически и работаем. Мы рассчитываем на хорошую общественную экспертизу и поддержку, потому что если нас машиностроители будут поддерживать в этих вопросах, то мы выйдем на хорошие качественные документы, которые действительно позволят создать дополнительные условия для развития российского производительного импортозамещения», - подчеркнул Мигин.
Председатель Комитета Алексей Шалин отметил, что в ходе заседания представители промышленных предприятий, Росстандарта и Росаккредитации нашли дополнительные точки соприкосновения: «Для нас главное сейчас – говорить на одном языке, ведь у нас общие задачи и нам предстоит вместе их решать,нам необходимо наличие нормативных документов, которые будут востребованы промышленностью. Следует усиливать роль внутренних корпоративных отраслевых стандартов предприятий. На базе этих стандартов, создаваемых на основе передового опыта предприятий, должны формироваться государственные и межгосударственные стандарты».
Кроме того, все участники заседания сошлись во мнении, что сертификация без оценки технологии, конструкторской документации и всего процесса изготовления – это фикция, а для того, чтобы провести такую оценку в процессе сертификации, нужны специалисты, которые хорошо знают промышленность, конструирование, испытания. «В сертификацию должны прийти производственники, и тогда многое получится», - убеждены члены Комиссии по стандартизации. Кроме того, принято решение создать рабочую группу, усилия которой будут направлены на упорядочение схем стандартизации и систем сертификации.
Напомним, что Союз машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, уделяет огромное внимание работе над вопросами, важными для развития машиностроительной отрасли. Как отмечает Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, в структуре Союза машиностроителей России - более 20 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.