Объем потребности в сельхозтехнике в России составляет более 200 млрд руб. Об этом в ходе секции форума "Российское село-2016" заявил директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза Петр Чекмарев.
"Господдержка и рост экономического состояния хозяйств потихоньку, но повышаются", - констатировал чиновник. По его словам, в условиях, когда "весь мир развивается в этом направлении", "наша страна должна сделать все возможное, чтобы обрабатывать наши поля на хорошей технике".
Он также напомнил, что сегодня в РФ 308 заводов занимаются производством сельхозтехники. Из них только 53 завода "способны выпускать конкурентную технику", подчеркнул Чекмарев. Именно они получают субсидии от государства по программе 1432. Впрочем, объем этой программы разительно отличается от озвученных Чекмаревым потребностей и находится на уровне 10 млрд руб.
Чиновник добавил, что производители иностранной техники "от большого рынка в России отходить не будут". Это, по его мнению, может привести к снижению цен и повышению качества выпускаемой сельхозтехники.
Средний уровень обеспеченности хозяйств России сельхозтехникой в настоящее время составляет 40-50%, сроки фактической эксплуатации машин превышают нормативы в 2-3 раза, а выбытие техники все еще опережает ее поступление. Таковы объективные цифры Минсельхоза РФ, за которыми стоят миллионы тонн урожая, которые могут получать регионы, увеличив производительность и качество сельхозработ, уменьшив сроки и затраты. Так, для решения этой проблемы государство выбрало путь развития отечественного сельхозмашиностроения, которое призвано замещать импорт. И вот уже больше года назад приняты поправки к Закону о развитии сельского хозяйства, в соответствии с которыми вся сельскохозяйственная техника, претендующая на государственную поддержку, должна пройти испытания по оценке ее функциональных характеристик.
О перспективах российского сельхозмашиностроения, испытаниях новых образцов и проблемах отрасли мы беседуем с председателем совета ассоциации испытателей сельхозтехники (АИСТ), директором ФГБУ «Поволжская МИС», к.т.н., Вадимом Прониным.
— Вадим Михайлович, можно ли сказать, что государство через испытания решило определить, на какую технику расходовать бюджетные средства, а на какую не следует?
— Да, как следует из поправки в Закон, результаты испытаний по определению функциональных характеристик (потребительских свойств) и эффективности сельхозтехники и оборудования учитываются при оказании государственной поддержки.
Оговорюсь, это не значит, что устанавливается дополнительный барьер в торговле, любой производитель может продавать свою технику без каких-либо ограничений, при условии ее безопасности для человека и окружающей среды. Но если предприятие рассчитывает на государственную поддержку, то оно в обязательном порядке должно пройти фильтр испытаний. Причем, это касается всех производителей, а не только отечественных.
Подобные требования в различных интерпретациях существует практически во всех странах Мира и не вызывают серьезных нареканий. Более того они не противоречат правилам торговли принятым в ВТО.
Еще один важный момент: благодаря принятым поправкам к Закону Министерство сельского хозяйства получило возможность реально влиять на техническую политику, за которую оно несет ответственность, используя действенный инструмент независимых испытаний, а не только декларативные требования.
— И уже влияет?
— Проблема в том, что закон до сих пор не работает, так как согласование критериев с Минпромторгом затянулось почти на полгода. Несмотря на то, что критерии это требования действующих ГОСТ, СТП и других нормативных документов по которым мы работаем в последнее время.
К сожалению, некоторыми предприятиями машиностроения предлагались поправки, снижающие отдельные функциональные характеристики, которые были достигнуты еще 20-30 лет назад. На наш взгляд, это неприемлемо.
Или, например, выдвигались требования оплаты доставки машины на испытания, забывая при этом, что эти затраты лишь ничтожная часть средств выплаченных государством в виде субсидий.
— То есть, пока закон не работает, господдержку получают и те заводы, которые добросовестно дают машины на испытания, и те, кто это делать не торопится?
— Да, по причине неработающего закона в перечне машин, допущенных к приобретению с государственной поддержкой в 2015 году было 1381 наименование, из которых только 143 машины прошли государственные испытания. В текущем году 2016 году этот перечень значительно пополнился и составляет 2370 наименований. Данные о количестве испытанных машин будут известны только в конце года, но по нашим прогнозам процентное соотношение испытанных вряд ли увеличится.
Очевидно, что испытаниям подвергается лишь небольшая часть техники и это не потому, что МИС загружены работой и у нас очередь с заявками на услуги или стоимость испытаний съедает всю прибыль машиностроителей, отнюдь, дело, конечно, не в расходах, т.к. государство основные затраты по испытаниям взяло на себя, а прежде всего в невысоком техническом уровне большинства образцов сельхозтехники поэтому многие предприятия не хотят чтоб на официальном уровне это было известно.
— Нельзя не отметить, что в настоящее время на волне политики импортозамещения, отечественные сельхозмашиностроители стараются срочно занять свое место на рынке. Что, на Ваш взгляд, происходит в отрасли?
— По информации «Росагромаша» выпуск отечественной техники увеличился в 2015 году в два раза. И мы, безусловно, рады этому, но следует заметить, что подобный всплеск производства уже случался в нашей истории, после кризиса 1998 года, но тогда же отмечалось и существенное снижение качества техники.
Единственным конкурентным преимуществом в тот момент, да и сейчас для подавляющей номенклатуры техники оставалась и остается относительно низкая стоимость отечественной машины, но это важнейшее преимущество, быстро утрачивается.
Через короткий промежуток времени аграрии вновь стали отдавать и отдадут предпочтение импортной технике.
— Как избежать повторного захода на этот круг?
— Избежать повторения этих негативных примеров можно, работая по новому закону, т.к. все машины должны будут пройти испытания и получить положительное заключение, а протокол по их результатам должен стать обязательным документом для включения в перечень предприятий допущенных к средствам поддержки.
Эти требования должны касаться всех государственных программ поддержки приобретения техники, в том числе осуществляемых через Росагролизингили региональные программы.
— А коснутся ли требования иностранных заводов организующих свои сборочные производства на территории Российской Федерации?
— Они должны касаться также всех участников рынка сельхозтехники, в том числе и таких. Например, Минский тракторный завод практически прекратил испытания своей продукции в России, но некогда высокий уровень надежности его продукции в последнее время существенно снизился, о чем можно судить, к примеру, по данным о наработке на отказ тракторов МТЗ за 2015 год.
Кстати, еще одним конкурентным преимуществом отечественных машиностроителей мог бы быть более развитый и доступный сервис, организовать который в собственной стране значительно проще.
— Вадим Михайлович, принятый закон может являться также эффективным инструментом решения задач импортозамещения, так ли это?
— Для замещения, в первую очередь, следует иметь объективную и достоверную информацию о техническом и технологическом уровне аналога и объекта, его заменяющего. Учитывая сложность моделирования условий эксплуатации сельхозтехники такая информация, на сегодняшний день, может быть получена лишь на основании натурных испытаний проведенных независимыми организациями, обеспеченными квалифицированными кадрами, необходимым испытательным и стендовым оборудованием.
Машиноиспытательные станции Минсельхоза, несмотря на все трудности в текущий момент имеют все перечисленное, и готовы выполнить эту работу. После получения такой информации у производителя появляется основания с высокой вероятностью определить полноценность замены.
Но лучше всего это сделать путем проведения прямых сравнительных испытаний. Как у нас говорят, поставив машины в одну «загонку».
Положительный опыт проведения подобных испытаний, одобренных на самом высоком правительственном уровне, у нас имеется: в 2012 году по заказу Минпромторга мы провели сравнительные испытания более 100 образцов сельхозтехники.
В настоящее время, в период массового импортозамещения, проведение сравнительных испытаний еще более актуально и мы надеемся, что запланированные еще в 2014 году новые сравнительные испытания все же состоятся и в последующем будут проходить на регулярной основе.
Создание сельскохозяйственной машины или даже ее копирование и адаптация к местным условиям требуют большой работы, но главное для этого необходимы не только квалифицированные конструкторы, но профильные специалисты по агротехнологиям, испытательные полигоны, оборудование. Подавляющие большинство предприятий не имеют этого, но для этих целей они могут в полной мере использовать потенциал машиноиспытательных станций. Например, устранить дефекты конструкционного характера, в том числе в процессе приемочных или предварительных испытаний, не теряя времени, лишних денег и репутации.
К примеру, мы сожалеем, что активно работающий, Агромашхолдинг, в последние 2-3 года практически перестал испытывать машины на МИС. Мы не знаем судьбу трактора ЧН-6 перспективной модели, на базе которой есть все возможности для создания модельного ряда российского гусеничного трактора на базе одного шасси. Трактор получил положительную оценку своих тяговых характеристик при испытаниях, механизаторы высоко оценивают эргономику машины, но по нашим рекомендациям требовалась доработка трансмиссии, по видимому, она продолжается и хочется надеяться, что холдинг с ней справиться.
— А кто платит за испытания? Не тут ли вторая причина низкой «явки» продукции в машиноиспытательные станции?
— Проведение приемочных и предварительных испытаний не подпадает под действие закона и должно оплачиваться самим производителем, что не всегда по карману развивающимся или небольшим предприятиям. В связи с этим предлагаю производить оплату таких испытаний с помощью субсидий государства, тем более, что в настоящее время Ассоциация машиностроителей России инициировала проект постановления поддержки продвижения продукции на внешних рынках. Этот пункт мог бы быть одним из его положений.
— Какие меры нужно, на Ваш взгляд, принять в ближайшее время, чтобы российские аграрии покупали испытанную не на своем или соседском опыте технику, а с данными об ее испытаниях в условиях МИС?
— Во-первых, считаю, что протокол по результатам испытаний образца должен быть обязательным условием включения машины в реестр субсидируемой техники. Также важно организовать проведение сравнительных испытаний сельскохозяйственной техники на регулярной основе с 2017 года. И разработать меры государственной поддержки заводам-изготовителям для проведения предварительных и приемочных испытаний
— Будем надеяться, что в случае принятия этих мер, публикации, в том числе на страницах нашего журнала, данных о результатах испытаний сельхозмашин и орудий, станут убедительной рекламой и конкретным шагом к покупке качественной продукции. Спасибо за интервью.
Марина СЕВОСТЬЯНОВА
"Нивы России" №5 (138) июнь 2016
http://svetich.info/publikacii/apk-aktualno/selhoztehnika-vysokotehnologichnaja-kach.html
Основной целевой аудиторией для проведения мероприятия стали главные инженеры управлений сельского хозяйства и руководители сельхозпредприятий и фермерских хозяйства Кинельского, Волжского и Красноярского муниципальных районов области. Основные доклады выступающих были направлены на разъяснение условий федерального лизинга, предоставление полной информации по номенклатуре техники, по правилам подачи и рассмотрения заявок на ее приобретение и т.д.
В своём докладе руководитель управления технической политики министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Г.П. Чугунов подчеркнул, что условия «Росагролизинга» действительно уникальны. Это эффективный и наиболее приемлемый в сложных экономических условиях институт развития российского агропромышленного комплекса, созданный государством. За время сотрудничества АО «Росагролизинг» и Самарской области сельхозпредприятия заключили 400 лизинговых договоров на сумму около 4 млрд рублей, на основании которых было поставлено более 2 тысяч 100 единиц техники.
Изучая потребности сельхозтоваропроизводителей, ориентируясь на их пожелания, компания «Росагролизинг» за последние годы заметно расширила номенклатуру предметов лизинга. Помимо сельхозтехники, племенного высокопродуктивного скота и оборудования для переработки с помощью финансовой аренды можно получить оборудование для лесо- и деревообрабатывающей промышленности, объекты малой сельхозавиации. При участии компании реализуются масштабные отраслевые проекты: это и создание животноводческих ферм, и машинно-технологических компаний, и тепличных комплексов.
Начальник отдела правового и кадрового обеспечения А.Ю.Мамаевский и ведущий профильный консультант ГБУ ДПО «Самара-АРИС» А.В.Казанков проинформировали самарских аграриев о льготных программах, о предоставляемых услугах по оказанию помощи им в оформлении заявок и формировании пакета документов для приобретения техники, оборудования и племенного скота.
Директор ООО «Премьер-Агро» Красноярского района В.В. Кудряшов поделился с аудиторией опытом сотрудничества предприятия с АО «Росагролизинг». Он обратил внимание на то, что выгодные условия получения продуктов лизинга дают возможность клиентам «Росагролизинга» успешно решать производственные задачи.
Вступление документа в силу означает, что в Союзе созданы эффективные условия для свободного обращения автомобильной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной и других видов техники. В союзных государствах начинает действовать единый порядок оформления электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств), самоходных машин и пр. Для владельцев транспортных средств существенно упрощаются соответствующие процедуры при перемещении, купле-продаже авто и других действиях, связанных с колесно-гусеничными объектами.
Соглашение и несколько других связанных с ним нормативных актов Комиссии касаются десятков миллионов людей. Вводимые в ЕАЭС системы электронных транспортных паспортов можно рассматривать как действенный механизм информационно-аналитической поддержки органов государственной власти, граждан, организаций. Речь идет об эксплуатации, купле-продаже и иных законных действиях в отношении транспортных средств, шасси, самоходных машин, упорядочении их допуска к эксплуатации, усилении контроля за перемещением через таможенную границу Союза, обеспечении государственного учета, борьбе с правонарушениями в этой сфере.
Соглашение позволяет перейти от бумажных форм к электронным паспортам. Создается единая база данных транспортных средств, самоходных машин и других видов техники, выпускаемых в обращение на территории ЕАЭС. Обеспечена возможность предоставления о них в электронном виде максимально полной технической и иной информации.
Применение систем электронных паспортов позволит в том числе упорядочить допуск техники к эксплуатации, обеспечить общие подходы к организации надзора за соответствием конструкции и технического состояния выпускаемой продукции требованиям техрегламентов Союза.
Системы электронных транспортных паспортов обладают и другими значительными преимуществами перед фактически устаревшими бумажными аналогами. Это, в частности, возможность информационного сопровождения колесного или гусеничного объекта на протяжении всего его жизненного цикла, наличие сведений о большом количестве технических характеристик, полная и актуальная информация о внесенных в конструкцию изменениях.
Важно и то, что электронный паспорт нельзя потерять или испортить. При этом доступ к информации, содержащейся в системах электронных паспортов, будет ранжированным – максимально широким для владельца авто или отдельных уполномоченных госструктур и ограниченным для многих других.
Еще одно достоинство систем электронных паспортов состоит в возможности расширения содержащейся в них информации, которую можно дополнить, к примеру, сведениями о дорожно-транспортных происшествиях, прохождении технических осмотров, страховании и т.д. Электронный паспорт дает полное представление об эксплуатации машины. И даже после утилизации сведения о том или ином транспортном средстве будут храниться в единой базе данных.
Согласно действующей редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 года для обеспечения плавного перехода на оформление электронных паспортов установлены переходные положения. Они предусматривают возможность оформления бумажных паспортов, где это установлено национальным законодательством государств ЕАЭС: в отношении транспортных средств (шасси) - до 1 июля 2017 года, самоходных машин - до 1 июля 2018 года.
http://www.eurasiancommission.org/
С приветственным словом к гостям и участникам Форума обратился директор Департамента АПК Курганской области Сергей Пугин. Сергей Владимирович подчеркнул, что Правительство Курганской области создает все условия для комфортной и системной поддержки зауральских сельхозтоваропроизводителей. Также он поблагодарил всех аграриев Курганской области за организованное завершение всех полевых работ и поздравил с завершением посевной.
Представители региональной власти дали Форуму старт, разрезав праздничную ленту. Затем в большом шатре начал работу Агротехнический форум Зауралья «Инвестиции в модернизацию АПК». Для участия в нем собрались аграрные эксперты из разных регионов России: представители аграрного машиностроения, ученые и производственники, общественные деятели, с которыми аграрии смогли обсудить актуальные проблемы АПК России.
Модератором Форума выступил директор Департамента АПК Курганской области Сергей Пугин, выстроив встречу экспертов в режиме свободного общения. Он озвучил мнение аналитиков о том, что из числа всех факторов, влияющих на успешность сельскохозяйственного производства, наибольший процент (30%) занимают техника и технология. Сергей Владимирович рассказал о техническом состоянии аграрного производства Курганской области, отметив, что обеспеченность машинотракторным парком в регионе невысокая. А с учетом надежд аграриев, которые они вкладывают в посевную, основным способом эффективного использования финансовых средств должна стать качественная модернизация техники.
Спикер Агротехнического форума Зауралья — депутат Государственной Думы ФС РФ 6-го созыва от Курганской области Александр Ильтяков перечислил основные аспекты модернизации АПК России, в частности, в развитии сферы животноводства. Наталья Негребецкая, заместитель директора Российской ассоциации производителей сельскохозяйственной техники «Росагромаш» (г. Москва), рассказала о текущем положении рынка сельхозтехники в России.
Заместитель директора по науке ФГБУ «Поволжская МИС» (Самарская обл.) Павел Ишкин охарактеризовал систему испытаний сельхозтехники и технологий как инструмент модернизации АПК, без которого все дорогостоящие инвестиционные проекты в техническое обеспечение сельскохозяйственного производства будут сопряжены с неоправданно высокими рисками.
О том, что в каждом хозяйстве, которое производит зерно, необходимо иметь современные комплексы по сушению, сортировке и хранению зерна, сказал Владимир Зальцман, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Хранения и переработки сельхозпродукции» СХП ФГБОУ ВО «Челябинская агроинженерная академия». Он призвал инвестировать в модернизацию зерносушильного оборудования как способ повышения рентабельности аграрного производства.
Директор департамента технического маркетинга «КЗ «Ростсельмаш» (г. Ростов-на-Дону) Дмитрий Иноземцев в свою очередь считает, что убеждать в необходимости инвестиций сегодня нет необходимости, проиллюстрировав примерами стратегию модернизации агропроизводства с точки зрения отечественного сельхозмашиностроения.
После подведения итогов участниками Форума начались показы современной сельскохозяйственной техники. Были организованы экспозиции 40 компаний из разных регионов России. Вниманию гостей представили более 70 единиц техники и оборудования, которые продемонстрировали свои технические возможности в реальных полевых условиях. Во время обхода выставочной экспозиции состоялось несколько торжественных вручений аграриям ключей и сертификатов от купленных здесь же, на выставке, образцов сельхозмашин.
После зрелищных демо-показов в большом шатре для сельхозпроизводителей состоялся практический семинар на тему «Адаптация современных технологий подавления вредных микроорганизмов к постоянно изменяющимся условиям». Слушатели отметили актуальность поднятой темы, привлекшей большое число аграриев к открытой беседе.
Отметим, что на Агротехническом форуме Зауралья произошел ряд важных событий для развития АПК региона. Прежде всего, состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Департаментом АПК Курганской области и ОАО «Кузембетьевский ремонтно-механический завод», согласно которому курганские аграрии смогут получить дополнительно 7% скидки к 25% уже гарантированным государством.
Для личных подсобных хозяйств запланирован показ средств малой механизации.
Минсельхоз Республики Чувашия
6 июня 2016 г. первый заместитель главы Минсельхоза России Джамбулат Хатуов по поручению министра сельского хозяйства Российской Федерации Александра Ткачева провел рабочее совещание по вопросу обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой.
Джамбулат Хатуов отметил, что уровень технической и технологической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей во многом определяет развитие АПК. Для успешной работы на селе недостаточно тракторной техники, оснащенность которой в 2015 году составила 51%, а также зерноуборочной и кормоуборочной, данный вопрос остается актуальным.
«Сегодня мы собрались, чтобы сверить фактические возможности производителей сельхозтехники в регионах и наметить планы по технической модернизации отрасли в среднесрочной перспективе. Нам нужен системный подход к решению вопроса технического перевооружения отрасли. Только совместными усилиями можно решить проблему производства высокотехнологичной, качественной отечественной сельскохозяйственной техники», - подчеркнул Джамбулат Хатуов.
В ходе совещания о программе развития сельскохозяйственного машиностроения в рамках импортозамещения рассказал заместитель министра промышленности и торговли Российской ФедерацииАлександр Морозов.
С основным докладом на тему «Задачи региональных органов управления АПК по обновлению парка сельхозтехники для выполнения Госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 года и меры государственной поддержки» выступил директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России Петр Чекмарев.
Отмечено, что сегодня средний уровень обеспеченности техникой составляет 40-50%, сроки фактической эксплуатации машин превышают нормативы в 2-3 раза, а выбытие техники все еще опережает ее поступление.
Для обновления устаревшего парка сельскохозяйственной техники (эксплуатация более 10 лет) на данный момент необходимо обновить более 270 тыс. ед. тракторов, 57 тыс. ед. зерно- и 10 тыс. ед. кормоуборочных комбайнов. Таким образом ежегодно необходимо приобретать более 40 тыс. ед. тракторов, 12 тыс. ед. зерно- и 3 тыс. ед. кормоуборочных комбайнов.
Для того, чтобы остановить выбытие основных видов сельскохозяйственной техники, необходимо ежегодно приобретать минимум 20,0 тыс. ед. тракторов, 8,0 тыс. ед. зерно- и 2,0 тыс. ед. кормоуборочных комбайнов. При этом производство отечественной сельскохозяйственной техники должно обеспечивать минимальный прогнозируемый объем приобретения.
Председатель ассоциации испытателей сельскохозяйственной техники и технологий «АИСТ» Вадим Пронин был среди выступающих с докладом «Реализация норм Федерального закона от 29.12.2006 №264 ФЗ по определению функциональных характеристик сельхозмашин эффективный инструмент решения задач импортозамещения».
Также с докладами выступили, представители региональных органов управления АПК, производителей сельскохозяйственной техники, АО «Росагролизинг».
По итогам совещания Джамбулат Хатуов поручил отраслевому департаменту Минсельхоза России сформировать прогноз потребности сельхозпроизводителей в технике до 2020 года и ежегодно его уточнять для направления в Минпромторг России. Кроме того, первый замминистра поручил ответственным департаментам представить предложения по совершенствованию подготовки кадров, материально-техническому оснащению вузов и прохождению практики на ведущих заводах сельскохозяйственного машиностроения, а также регионам разработать программы по обновлению парка сельскохозяйственной техники.
Современный дизайн, новая кабина с панорамным остеклением, обеспечивающая комфорт, ставят нынешний «Кировец» в один ряд с машинами лучших западных производителей при весьма привлекательной цене.
Ориентировочно в конце июня тракторы должны прибыть к месту назначения и поступить в распоряжение компании MTZ Equipment LTD. Уже в июле, сразу после ввода в эксплуатацию и предварительных испытаний, дилер планирует начать серию демонстрационных показов «Кировцев» для потенциальных потребителей из числа канадских фермеров и обучение сервисных специалистов.
С 9 по 12 ноября 2016 года машины К-744Р4 будут впервые представлены на выставке Agri-Trade Equipment Expo, которая пройдет в канадской провинции Альберта, в городе Ред-Дир.
http://www.i-mash.ru/