Новости

ОТЧЕТ об участии делегата от Российской Федерации (Пронина В.М.) на 17-ой двухгодичной конференции инженеров-испытателей ОЭСР

30 октября 2013
ОТЧЕТ об участии делегата от Российской Федерации (Пронина В.М.) на 17-ой двухгодичной конференции инженеров-испытателей ОЭСР

 

   Председатель ассоциации испытателей сельскохозяйственных машин и технологий «АИСТ» В.М.Пронин принял участие в качестве полномочного представителя от Российской Федерации в Директорате ОЭСР по Кодексам сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов в 17–ой двухгодичной Конференции инженеров испытателей, которая состоялась в Италии с 8 по 11 октября 2013 года. На протяжении всего 4-х дневного периода работы конференции делегаты получили возможность познакомится с системой машиноиспытательных станций Италии (куда входит 4 МИС) с их материально-техническим и научно-методическим обеспечением.

 

ОЭСР.
Кодексы сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов

   Сельскохозяйственными кодексами и схемами ОЭСР занимается специальное подразделение Директората по торговле и сельскому хозяйству.

   Кодексы и схемы ОЭСР призваны содействовать международной торговле посредством упрощения и гармонизации процессов документального оформления, инспекций и непосредственно испытаний.

   Начало создания относится к 50-м 60-м годам XX века. Количество участвующих стран постоянно растет и в настоящее время составляет 63 государства. Членом кодексов могут стать и страны – не входящие в члены ОЭСР, но при этом государство должно быть членом ООН, либо ВТО. Кроме этого ведется тесное сотрудничество с международными организациями системы ООН (ФАО, ЕЭК ООН), научными организациями, такими как Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная ассоциация по качеству семян (ИСТА), Европейский комитет производителей сельскохозяйственных машин (СЕМА), Международная федерация сельскохозяйственных товаропроизводителей (ИФАП), Международная федерация семян (ISF).

   В настоящее время кодексы регулируют четыре области:

  •  сельскохозяйственные и лесохозяйственные трактора;
  •  семена;
  •  фрукты и овощи;
  •  лесной репродуктивный материал.

   Главными целями Кодексов и схем является упрощение международных торговых процедур, повышение их прозрачности, снятие технических торговых барьеров, содействие международной гармонизации стандартов, наравне с защитой окружающей среды, а также повышение доверия между участниками рынка, путем обеспечения высокого уровня контроля качества и инспекций.

   Кодексы являются добровольной международной системой сертификации, которую используют страны, значительно различающиеся по своему внутреннему законодательству. Следует отметить, что участие в кодексах не обязывает страну менять свои внутренние требования к сертификации и испытанию продукции. Для членства в некоторых кодексах может потребоваться соблюдение предварительных условий (например, наличие государственного законодательства в сфере семеноводства).

   Однако, руководствуясь практикой нормативного регулирования, стандарты ОЭСР можно включать в национальное законодательство, чтобы сделать их обязательными. Их также можно включать в уставы и положения экспортирующих организаций или ассоциаций производителей.   Распространение информации о стандартах и их продвижение на национальном уровне, особенно среди малых сельхозпредприятий, является ключевым аспектом внедрения этих стандартов. Для внедрения сельскохозяйственных стандартов качества необходима правовая и техническая инфраструктура. Обеспечение исполнения требований стандартов является ответственностью правительства. Эту функцию можно делегировать частной независимой службе, которая должна быть сертифицирована государством. Тем не менее, юридическая ответственность за обеспечение исполнения требований стандартов лежит на правительстве.

   Кодекс ОЭСР по тракторам учрежден Решением Совета Организации Европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) от 21 апреля 1959 года, с целью содействия торговле путем пересмотра международных правил по сертификации тракторов и их безопасности. Экспортирующей или импортирующей стране предоставляется возможность  с уверенностью принять результаты испытаний, проведенных в другой стране.

   В кодексах в настоящее время участвует 26 стран,  из которых 22 являются членами ОЭСР, а также Китай, Индия, Сербия и Россия. В качестве наблюдателей в Кодексах также участвуют:

  • Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ);
  • Европейский комитет по стандартизации (СЕН);
  • Европейский комитет производителей сельскохозяйственных машин (CEMA);
  • Европейская экономическая Комиссия ООН (ЕЭК ООН);
  • Международная комиссия по инженерным вопросам в сельском хозяйстве (СИГР);
  • Европейская конфедерация сельского хозяйства (CEA);
  • Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО);
  • Международная организация по стандартизации (ИСО);
  • Европейская Комиссия (EC);
  • Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО);
  • Экономическая и социальная комиссия ООН по Азии и Тихому океану (ЭСКАТО);
  • Комитет профессиональных сельскохозяйственных организаций Евросоюза (Copa-Cogeca);
  • Всемирная организация фермеров (WFO).

   С 1959 года было протестировано более 3000 тракторов на предмет эксплуатационных качеств и более 10 800 тракторов по параметрам шума в кабине у механизатора, а также защиты водителя в случае опрокидывания трактора.

   Большинство стран-членов ОЭСР имеют национальные испытательные станции и органы, ответственные за испытания. Протоколы испытаний передаются в ОЭСР на утверждение. Одобренные тесты публикуются он-лайн и могут быть использованы производителями, продавцами и покупателями тракторов.

   Испытания проводятся в нескольких направлениях.

   1. Эксплуатационные качества. Все испытуемые трактора должны пройти следующие обязательные испытания:

  • мощность двигателя;
  • потребление топлива;
  • мощность сцепного механизма;
  • мощность гидравлического привода.

   Кроме того производитель может по собственному желанию также протестировать:

  • тормозные характеристики;
  • радиус разворота;
  • старт при низких температурах;
  • расположение центра тяжести;
  • внешний уровень шума;
  • влагоустойчивость;
  • производительность при высоких температурах.

   2. Уровень шума в кабине механизатора.

   3. Безопасность механизатора. Проводится тест на прочность конструкций в случае опрокидывания трактора.

   В настоящее время действуют следующие кодексы:

   Кодекс II: Кодекс стандартов ОЭСР по официальному испытанию эксплуатационных качеств.

   Кодекс III: Кодекс стандартов ОЭСР для официального испытания защитных конструкций (Динамическое испытание).

   Кодекс IV: Кодекс стандартов ОЭСР для официального испытания защитных конструкций (Статическое испытание).

   Кодекс V: Кодекс стандартов ОЭСР для официального измерения шума в кабине механизатора.

   Кодекс VI: Кодекс стандартов ОЭСР для официального испытания смонтированных спереди защитных конструкций против опрокидывания на сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторах с малым расстоянием между колесами одной оси.

   Кодекс VII: Кодекс стандартов ОЭСР для официального испытания смонтированных сзади защитных конструкций против опрокидывания на сельскохозяйственных и лесных тракторах с малым расстоянием между колесами одной оси.

   Кодекс VIII: Кодекс стандартов ОЭСР для официального испытания защитных конструкций сельскохозяйственных и лесохозяйственных гусеничных тракторов.

   Кодекс IX: Кодекс стандартов ОЭСР для официального испытания защитных конструкций для телескопического оборудования (испытание конструкций защиты от падающих предметов и переворачивания, установленных на самоходные грузовики высокой проходимости для использования в сельскохозяйственных целях).

   Кодекс X: Кодекс стандартов ОЭСР для официального испытания конструкций защиты от падающих предметов.

ДВУХГОДИЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ИНЖЕНЕРОВ ИСПЫТАТЕЛЕЙ

   Двухгодичные Конференции инженеров испытателей (далее «Конференция») проводятся каждые два года и как правило каждый раз в разных странах-участниках Кодексов. История проведения Двухгодичных конференций начинается с 1981 года. Впервые она прошла в Великобритании. За это время только две страны дважды были принимающей стороной.

    Последняя 17–ая «Конференция» состоялась в Италии с 8 по 11 октября 2013 года. В исполнение решения совещания от 3 сентября 2013 года от Российской Федерации делегатом на «Конференцию» был направлен директор ФГБУ «Поволжская МИС» В.М.Пронин.

Программа конференции

октября 2013 c 8-00 до 13-30

Утренняя сессия на машиноиспытательной станции CRA-ING (Treviglio).

с 14-30 до 18-00

Посещение завода Same-Doize-Fahr.

Вечерняя сессия.

9 октября 2013 с 8-00 до 13-30 Утренняя сессия на Миланской машиноиспытательной станции DISAA (Milan).
с 14-30 до 20-00

Переезд в г Турин и вечерняя сессия на Туринской машиноиспытатель-ной станции CNR-IMAMOTER (Turin).

10 октября 2013 с 8-30 до 14-30

Посещение завода по производству двигателей (CNH-Iveco).

с 14-30 до 20-00 Переезд в Болонью
11 октября 2013 с 8-00 до 12-30

Утренняя сессия на Болонской машиноиспытательной станции DISTAL (Bologna).

с 13-30 до 18-00

Заключительное пленарное заседание ROPS and Stability

 

   В работе 17 конференции приняло участие 58 делегатов из 17 стран, в том числе из: Австрии, Бразилии, Великобритании, Германии, Испании, Индии, Италии, Китая, Польши, Российской Федерации, Сербия, Соединенных Штатов Америки, Турции, Франции, Чехии, Южной Кореи, Японии.

Участники конференции.

Машиноиспытательная станция CRA-ING (Treviglio)

   В соответствии с программой конференции 8 октября на машиноиспытательной станции в Trеviglio состоялось открытие Конференции на котором выступили Майкл Райан, руководитель отделения Кодексов Директората торговли и сельского хозяйства ОЭСР, Сандро Либератори, президент ассоциации испытателей Европы. После этого состоялись демонстрационные испытания по оценке тяговых усилий тракторов на испытательном полигоне (Performance Codes), на двух фонах с асфальтовым и бетонным покрытием.

Общий вид МИС в Тревелино  (общая площадь 15 га, имеет два кольцевых полигона).

   Демонстрационные испытания сопровождались обсуждениями и выработкой заключения по результатам испытаний. Отредактированное заключение директорат по кодам обязался направить всем участникам в первой декаде ноября для проведения дальнейших работ.

Общий вид инженерного корпуса Общий вид испытательного полигона с бетонным и асфальтовым треками
Фрагмент трека для проведения тяговых испытаний установка для испытаний тракторов малой мощности
Имитационные испытания по неровной поверхности Проведение тяговых испытаний
Установка для проведения тяговых испытаний тракторов большой мощности Сцепное устройство тяговой установки

Фрагмент проведения тяговых испытаний

 

   Далее были представлены практические испытания трактора на стенде моделирующим низкочастотные вибрационные нагрузки на трактор и оператора (Vibration test).

Общий вид стенда для вибрационных испытаний Вибрационные испытания (фрагмент)

  

   Сам стенд это капитальное сооружение позволяющее в статическом режиме воздействовать на каждое колесо трактора низкочастотными колебаниями.

Стенд вибрационных испытаний. Вид под платформой Основание стенда вибрационных испытаний уровень – 2

 

   Алгоритм воздействия поверхности поля на трактор предварительно записывается специальным оборудованием в реальных полевых условиях работы. На основании этих характеристик создается модель-программа, которая в последующем управляет стендом. Проведение испытаний сопровождалось обсуждением результатов и многочисленными дискуссиями.

 

Стенд для испытаний кабин тракторов на прочность

 

   В этот же день делегаты были приглашены на ознакомление с основным сборочным конвейером завода по производству тракторов Same-Deutz-Fahr и музеем произведенной ими в разное время техники.

Вход на завод Same Deutz Farh В музее Same Deutz Farh
В музее Same Deutz Farh В музее Same Deutz Farh
В музее Same Deutz Farh В музее Same Deutz Farh «веселое застолье»

 

 

Машиноиспытательная станция DISAA (Milan)

   В соответствии с программой состоялась ознакомительная экскурсия по Миланской машиноиспытательной станции и здесь же были проведены демонстрационные испытания конструкций защиты механизатора при опрокидывании трактора (Roll-over Protective Structures (ROPS).

Испытания каркаса кабины на прочность Машиноиспытательная станция в Милане
Лаборатория стендовых испытаний двигателей через ВОМ Лаборатория стендовых испытаний двигателей через ВОМ

 

   Испытаниям были подвергнуты тракторы с автоматическими складывающимися защитными устройствами и защитными устройствами, складывающимися при помощи оператора (тракториста). После чего были продемонстрированы испытания экспериментального защитного устройства для тракторов, работающих в садах расположенных на крутосклонных участках, а также на закрытом грунте (в теплицах).  Кроме этого были проведены демонстрационные испытания определения усилий прилагаемых на защитный каркас кабины до начала ее разрушения. Все демонстрационные испытания сопровождались презентациями специалистов итальянских МИС и дискуссиями, в которых участвовали делегаты Конференции. 

 

Машиноиспытательная станция CNR-IMAMOTER (Turin).

   В этот же день делегаты Конференции переехали в г.Турин на машиноиспытательную станцию, где участвовали в демонстрационных испытаниях кабины от падающих предметов (Falling-Object Protective Structures (FOPS).

Машиноиспытательная станция в Турине Заседание  участников конференции

 

   Испытаниям были подвергнуты две кабины в разных условиях окружающей среды: первая кабина при температуре +19°С, вторая кабина была предварительно охлаждена в течение 24 часов в холодильной камере при температуре минус 20°С. Основное внимание было направлено на точку воздействия и пластическое сопротивление. В процессе испытаний осуществлялись замеры силы деформации и линейные замеры деформации обеих кабин.

Испытания защитных конструкций кабин от падающих предметов Испытания защитных конструкций кабин от падающих предметов

Деформация крыши кабины при температуре -20°С

 

    На следующий день участники конференции посетили завод двигателей CNH Iveco и музей продукции произведенной в разные годы. Представленный для осмотра сборочный цех завода площадью более 200 000 квадратных метров по сути дела является заводом-роботом, т.к. даже передвижение автокаров осуществляется автоматически. Участие человека весьма ограниченно и специалисты в основном являются мастерами наладчиками и контролерами для средств измерений и контроля.

Делегаты 17 конференции на заводе IVECO

В музее завода IVECO В музее завода IVECO

В музее завода IVECO

В этот же день Конференция переехала в г. Болонью (расстояние 350 км.).

 

Машиноиспытательная станция DISTAL (Bologna)

Общий вид испытательного центра в Болонье Машиноиспытательная станция в Болонье.

машиноиспытательной станции в Болонье.

 

   В соответствии с программой 11 октября после ознакомления со станцией были продемонстрированы испытания складных защитных каркасов тракторов различной мощности, а также испытания статической устойчивости тракторов при различных углах поворота направляющих колес.

Испытания трактора на статическую устойчивость Испытания трактора на статическую устойчивость

   Кроме того там же была проведена презентация новых методов оценки защитных конструкций тракторов

В. Пронин и М. Райан руководитель Кодов и схем по сельскохозяйственным и лесохозяйственным тракторам

В заключение состоялся итоговый форум конференции на котором выступили:

от секретариата ОЭСР

М.Райан

от научной рабочей группы ОЭСР

Э.Хуго (Франция)

от научной рабочей группы по ROPS            

И.Арана (Испания)

от рабочей группы ROPS

В.Ронделли (Италия)

от рабочей группы по автоматике

Р.Ленфин (Франция)

обзорный доклад ROPS

П.В.Айерс (США)

обзорный доклад ROPS

Х.Силлели (Турция)

доклад о конструкциях ROPS В.Лауренди и Л.Вита (Италия)

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Определив уполномоченный орган в Кодексах сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов, Российская Федерация принимает на себя обязательства уплачивать ежегодные членские взносы, а представитель уполномоченного органа – Ассоциация испытателей сельскохозяйственной техники и технологий (АИСТ) должна участвовать в обязательных мероприятиях Кодексов:

 

    Ежегодные собрания членов ОЭСР Кодексов            один раз в год

 

    Собрание технической рабочей группы                     два раза в года

 

    Конференция инженеров испытателей                  один раз в два года

 

   Также в функции уполномоченного органа входят обязанности: по поддержанию контактов с секретариатом ОЭСР Кодексов, промышленностью и национальными уполномоченными органами из других стран; внесению своего вклада в техническое развитие Кодексов; содействие обновлению и улучшению Правил совместно с уполномоченными органами других стран-участников.

 

   Участие Российской Федерации в Кодексах позволит:

 
  • проводить большое количество испытаний с возможностью сопоставимости и признания результатов по всему Миру.
  • стать частью глобальной (Мировой) сети машиноиспытательных станций.
  • обеспечить возможность участия в межправительственных организациях по сельскохозяйственному производству, прозрачность результатов испытаний и изменение стандартов и методик оценки сельскохозяйственной техники на основе консенсуса.
 

   На протяжении всего  4-х дневного периода работы конференции делегаты получили возможность познакомится с системой машиноиспытательных станций Италии (куда входит 4 МИС) с их материально-техническим и научно-методическим обеспечением.

 

   Все МИС Италии являются национальными испытательными центрами и финансируются из государственного бюджета.

 

   Материально-техническое обеспечение станций заметно выше российских, кадровый потенциал в части квалификации также на высоком уровне. Примерное соотношение молодых и опытных специалистов 50 на 50.

 

   Значительную часть работы итальянских МИС составляют исследования конструкций различной сельскохозяйственной техники, а также проведение испытаний на безопасность работы механизаторов и безопасность влияния сельскохозяйственной техники на окружающую среду.

 

   Относительно методик испытаний, российские методики вполне конкурентоспособны и в некоторых видах испытаний имеют преимущества. На наш взгляд именно площадка Кодексов ОЭСР может стать хорошей возможностью гармонизации отечественных и мировых методик и стандартов испытаний.

 

   В процессе работы состоялись многочисленные контакты с представителями испытателей разных стран. В результате установлено, что практически все испытательные станции имеют статус национальных и финансируются из государственных бюджетов.

 

   Российский представитель (В. Пронин) провел отдельные переговоры с представителями крупнейшей в Европе испытательной станции ДЛГ (Германия).

 

   Тема переговоров – организация совместных испытаний основных видов сельскохозяйственной техники на базе российских МИС.

 

Результаты переговоров:

 
  • были подтверждены намерения об организации сравнительных испытаний зерноуборочных комбайнов на ФГБУ «Кубанская МИС» в 2014 году.
  • испытатели Германии пригласили делегацию от российских МИС на ежегодную конференцию крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной техники (13-15 января 2014 года), где делегатам от России предложено выступить с презентацией о состоянии испытаний сельскохозяйственной техники в России с целью привлечения заводов в качестве клиентов.
  • также поступило приглашение о проведении 3-х недельной стажировки одного из специалистов ФГБУ «Поволжская МИС» на базе испытательного центра ДЛГ.
 

   Следующей мероприятие, организуемое под эгидой Кодексов ОСЭР по тракторам - заседание рабочей группы в Ганновере 13-14 ноября 2013 года. Российская делегация получила соответствующее приглашение.

 

 

Председатель ассоциации испытателей

сельскохозяйственной техники и технологий (АИСТ),

директор ФГБУ «Поволжская МИС», к.т.н.  В.Пронин