Для участия в семинаре на Поволжской МИС собрались преподаватели из Азово-Черноморского инженерного института Донского ГАУ, Волгоградского ГАУ, Оренбургского ГАУ, Пензенского ГАУ, Саратовского ГАУ, Самарской ГСХА, Ульяновского ГАУ и Чувашской ГСХА. Специалисты МИС рассказали о методиках проведения испытаний, особенностях, выявленных при испытаниях отечественной и зарубежной техники.
Директор ФГБУ «Поволжская МИС» В.М. Пронин освятил многие вопросы, связанные с работой испытателей – роль испытаний в технической и технологической модернизации АПК России и исторические факты становления сети испытаний в России, специфика проведения испытаний, сравнительные и экспресс-испытания сельхозтехники, международное сотрудничество и выставочная деятельность.
Научный консультант В.А. Прокопенко рассказал об эксплуатационно-экономических свойствах современных зерноуборочных комбайнов по результатам сравнительных испытаний. Заведующий лабораторией испытаний тракторов и ГСМ В.А. Михайлов представил результаты сравнительных испытаний тракторов тягового класса 5. Заместитель директора по науке П.А. Ишкин рассказал о работе базовой кафедры «Инновации и испытания машин в АПК», основанной на производственной базе Поволжской МИС в 2015 году.
После теоретической части испытатели познакомили преподавателей с испытательными стендами и оборудованием, и провели для участников семинара демонстрацию оценки потребительских свойств сельскохозяйственной техники в режиме реального времени в процессе экспресс-испытаний с передачей информации по беспроводным каналам связи. Специалисты станции продемонстрировали стендовые испытания по определению угла статической устойчивости сельхозтехники и стендовые испытания по оценке мощностных, тепловых и топливно-экономических свойств двигателя.
Состоявшийся семинар и знакомство с Поволжской машиноиспытательной станцией вызвало большой интерес у преподавателей. Были достигнуты договорённости о развитии сотрудничества между Поволжской МИС и ведущими аграрными вузами страны.
22-24 ноября 2017 года в городе Манила (республика Филиппины) встретились эксперты испытатели и национальные политические деятели из 16 стран-членов Азиатско-Тихоокеанской сети по испытанию сельскохозяйственной техники (ANTAM). Интересы России на конференции представлял заместитель директора ФГБУ «Поволжская МИС» Павел Ишкин.
Это было четвертое ежегодное совещание представителей Азиатско-Тихоокеанской сети по испытанию сельскохозяйственной техники (ANTAM) которое было организовано Центром устойчивого развития сельского хозяйства механизма (CSAM) Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) в сотрудничестве с Центром испытаний и оценки сельскохозяйственных машин (AMTEC) колледжа инженерных и агропромышленных технологий университета Филиппин Лос-Банос.
Учитывая положительное влияние систем сертификации сельскохозяйственной техники, действующих в рамках тракторных Кодов OECD и стандартов ENAMA/ENTAM на механизацию сельского хозяйства стран Европы и Америки, было решено создать международную систему сертификации ANTAM для стимулирования производства и использования безопасной, эффективной и экологически чистой сельскохозяйственной техники на всей территории региона. Эта идея была поддержана всеми участниками совещания.
В рамках совещания был принят план работы на 2018 год, которым предусмотрено разработать документ, содержащий минимальный уровень требований, которым должна соответствовать малогабаритная сельскохозяйственная техника. Проверять технику на соответствие будут испытательные центры стран-участниц ANTAM, которым предстоит пройти соответствующую аккредитацию. На основании протокола испытаний в аккредитованном испытательном центре, одобренном независимыми международными экспертами ENAMA/ENTAM, орган по сертификации ANTAM будет выдавать сертификат, который будет признаваться всеми странами-участницами ANTAM и снимет возможные торговые барьеры в продвижении сертифицированной, безопасной, эффективной и экологически чистой сельскохозяйственной техники.
В завершении мероприятия состоялась экскурсия на производство техники для возделывания риса фирмы «LAKAS KULIGLIG» входящей в корпорацию PI Farm Products Incorporated. Участникам совещания были продемонстрированы линии по производству мотоблоков, молотилок, сушилок, различной прицепной техники для обработки почвы, посева и ухода за посевами риса. Также была проведена отдельная экскурсия, где в полевых условиях была продемонстрирована выпускаемая техника в работе.
На Поволжской МИС завершены испытания культиватора для сплошной обработки почвы КПМ-14 производства ПООО «Техмаш», г. Лида, Республика Беларусь. Целью испытаний было проверка соответствия машины требованиям технических условий. Культиватор предназначен для сплошной предпосевной и паровой обработки почвы. Машина полуприцепного типа, агрегатируется с тракторами тягового класса 5. Культиватор работает на полях с уклоном до 8˚, при влажности 8 - 28% и твердости почвы до 2,0 МПа. Рабочая скорость по заявлению завода-изготовителя составляет 6 - 12 км/ч, а рабочая ширина захвата – 14,0 м.
Культиватор состоит из шарнирной рамы, состоящей из центральной секции, двух боковых крыльев правого и левого, и двух подкрылок. Основными рабочими органами являются 85 стрельчатых лап на S-образных стойках с подпружинником расположенных в три ряда. За стойками следуют 8 пружинно-катковых приставок, регулируемых по углу наклона зубьев и степени давления катка на почву. Регулировка глубины обработки производится винтовыми механизмами опорных колес. Культиватор имеет 12 пневматических опорных колес, 2 из которых являются опорно-транспортными. Транспортная тележка культиватора обеспечивает его агрегатирование с трактором.
Испытания проводились на паровой обработке почвы с влажностью почвы 17,3 – 27,0 % и её твердостью в обрабатываемом слое – 0,6 - 0,7 МПа. Испытания культиватора проводились в агрегате с трактором К-744 Р2 при глубине обработки 8 см. Средняя рабочая скорость на контрольных участках составила 11,1 км/ч, производительность за 1 час основного времени работы агрегата получена равной 15,46 га, удельный расход топлива составил 3,31 кг/га, коэффициент использования сменного времени – 0,71.
Культиватор обеспечивает равномерную глубину обработки по всей ширине захвата, отклонения от заданной глубины обработки находились в пределах допустимых стандартом. Подрезание сорных растений было полным. После прохода агрегата поле выровненное, гребнистость составила 1,6 см. За 122 часа наработки чистого времени отказов не выявлено.
Испытаниями установлено, что представленный образец культиватора для сплошной обработки почвы КПМ-14 соответствует всем основным требованиям технических условий по эксплуатационно-технологическим и агротехническим показателям, а так же по показателям назначения и надежности. Но имеются замечания по безопасности: - отсутствуют обозначения мест строповки, смазки, знак ограничения скорости, надписи по технике безопасности, а также машина не оборудована световозвращателями и чистиком. Заводу рекомендовано устранить выявленные недостатки и продолжить серийное производство испытанной машины.
На Поволжской МИС завершены испытания бороны дисковой БДМК-8х4ПС производства ООО «Кирсановский механический завод» (Тамбовской область, г. Кирсанов). Целью испытаний было проверка соответствия машины требованиям нормативной документации. Борона предназначена для поверхностной обработки почвы на глубину до 18 см, уничтожения сорняков и измельчения растительных остатков. Борона полуприцепного типа, агрегатируется с тракторами тягового класса 5. Рабочая скорость по заявлению завода-изготовителя составляет 8 - 20 км/ч, а конструкционная ширина захвата – 8,1 м.
Борона состоит из фермы рамы, к которой снизу закреплена центральная секция рамы, шарнирно связанная с боковыми секциями. Основными рабочими органами являются 80 сферических вырезных дисков расположенные на раме в 4 ряда. Спереди, на кронштейнах фермы, установлена гидрофицированная сница с прицепным устройством. Сзади, через механизм регулировки, закреплены опорные спиральные шлейф-катки. Складывание боковых секций и подъем машины, при переводе бороны в транспортное положение, осуществляется при помощи гидроцилиндров и гидросистемы трактора.
Испытания проводились в течении 150 часов чистой работы на дисковании с влажностью почвы 24,3 – 27,9 % и её твердостью в обрабатываемом слое – 0,6 - 0,7 МПа при глубине обработки 11 см. Агрегатировалась борона с трактором К-744 Р3. Средняя рабочая скорость на контрольных участках составила 10,7 км/ч, производительность за 1 час основного времени работы агрегата получена равной 8,44 га, удельный расход топлива составил 6,81 кг/га, коэффициент использования сменного времени – 0,76.
Борона обеспечивает равномерную глубину обработки по всей ширине захвата, отклонения от заданной глубины обработки находились в пределах допустимых стандартом. Подрезание сорных растений было полным. Содержание эрозионно-опасных частиц не возрастало. Забивание и залипание рабочих органов почвой и растительными остатками не наблюдалось.
За период испытаний бороны выявлен один отказ II группы сложности производственного характера - разрушение подшипника режущего узла. Причина отказа – некачественное изготовление подшипника ступицы.
Испытаниями установлено, что представленный образец бороны дисковой БДМК-8х4ПС соответствует всем основным требованиям нормативной документации по эксплуатационно-технологическим и агротехническим показателям, а так же по показателям назначения и надежности. Но имеются замечания по безопасности: -отсутствуют обозначения мест смазки, строповки и зачаливания, знак ограничения скорости и надписи по технике безопасности, отсутствует чистик и предохранительная цепь на сцепном устройстве. Заводу рекомендовано разработать мероприятия по устранению выявленных несоответствий.
Директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России П.А.Чекмарев и директор ФГБУ «Поволжская МИС» В.М.Пронин приняли участие в работе международной выставки сельхозтехники AGRITECHNICA – 2017, которая прошла в Ганновере (Германия) с 12 по 18 ноября.
Раз в два года эта крупнейшая отраслевая выставка демонстрирует самые последние достижения мирового уровня в области сельскохозяйственного машиностроения, агротехнологий, оборудования для лесного хозяйства, садоводства, овощеводства, хранения сельхозпродукции.
Российские производители были представлены отдельным национальным павильоном Российской Федерации. По сравнению с предыдущей выставкой общая площадь Российской экспозиции увеличилась вдвое и составила 2 117 кв. м.
В числе компаний представили свои новинки комбайновый завод Ростсельмаш (Ростов-на-Дону), Петербургский тракторный завод (Санкт-Петербург), компании «Навигатор – Новое машиностроение» (Пермь), «БДМ-Агро» (Краснодар), VELES(Алтайский край), «Лилиани» (Ростов-на-Дону), «Новые Агро-Инженерные Решения» (Ростов-на-Дону) и «ПромАгро» (Белгород). Кроме того, компании «Пегас-Агро» (Самара), «АГРО» (Кемерово), «Мельинвест» (Нижний Новгород) были представлены информационными стендами.
Завод Ростсельмаш презентовал образцы инновационной агротехники, производство которой стало возможным, в том числе при поддержке государственных программ. Среди этих машин – зерноуборочный комбайн RSM 161, который уже успешно отработал на полях 2 сезона, а также главные премьеры выставки - компактный комбайн NOVA и кормоуборочный RSM F 2650.
Российские и зарубежные специалисты впервые увидели на стенде Петербургского тракторного завода новейший трактор «Кировец» К-743 мощностью 435 л.с., способный конкурировать с машинами 8-го тягового класса ведущих западных производителей. Также в Ганновере состоялась мировая премьера единственного российского трактора 4-го тягового класса «Кировец» К-424 мощностью 240 л. с., серийный выпуск которого начался в сентябре текущего года.
По словам директора Ассоциации «Росспецмаш» Аллы Елизаровой, участие в международных выставках с демонстрацией техники – это один из важнейших инструментов продвижения продукции сельхозмашиностроителей за рубеж: «Благодаря организации таких масштабных российских павильонов иностранный аграрный бизнес знает, что в России производится техника высокого качества. Участие в крупнейших зарубежных выставках позволяет нашим производителям не только продемонстрировать возможности своих машин, но и стимулирует отечественные компании на поиск новых клиентов и партнеров для увеличения поставок и расширения географии экспорта».
1. СТО АИСТ 001-2010
2. СТО АИСТ 1.3-2010
3. СТО АИСТ 1.11-2010
4. СТО АИСТ 1.13-2011
5. СТО АИСТ 2.3-2009
6. СТО АИСТ 7.3-2010
7. СТО АИСТ 8.17-2011
8. СТО АИСТ 19.5-2012
9. СТО АИСТ 1.14-2012
10. СТО АИСТ 4.3-2010
11. СТО АИСТ 5.5-2010
12. СТО АИСТ 8.2-2010
13. СТО АИСТ 10.9-2011
14. СТО АИСТ 002-2010
15. СТО АИСТ 003-2010
16. СТО АИСТ 4.4-2010
17. СТО АИСТ 5.3-2010
18. СТО АИСТ 5.4-2010
19. СТО АИСТ 8.7-2013
20. СТО АИСТ 10.15-2013
21. СТО АИСТ 10.16-2013
Информация по остальным документам уточняется.
Напомним, что системы «Техэксперт» — это современные, умные, профессиональные справочные системы, содержащие нормативно-правовую, нормативно-техническую документацию, уникальные сервисы, услуги и готовые решения для специалистов предприятий ведущих отраслей экономики России. Они объединяют комплексную достоверную нормативную и консультационную информацию, а также уникальные аналитические и интеллектуальные сервисы. Они состоят из:
—нормативно-технической документации (ГОСТ, СНиП, ГН, Р, ГЭСН и другие);
—нормативно-правовых актов органов госвласти (законы, постановления, законопроекты);
—технологической документации (чертежи, схемы и др.);
—аналитических материалов;
—классификаторов и словарей;
—справочной информации.
Помимо российской документации, «Техэксперт» предлагает более полутора миллионов зарубежных стандартов от всемирно известных разработчиков.
Системы «Техэксперт» ориентированы на руководителей и специалистов производственных подразделений предприятий и организаций всех основных отраслей экономики: энергетика, нефтегаз, промышленность, строительство, машиностроение и других. У компании также есть продукты для специалистов по охране труда и безопасности на предприятии.
Добавление СТО АИСТ в систему ТехЭксперт даст возможность пользоваться актуальными версиями СТО АИСТ и получать уведомления об их изменениях всем пользователям в онлайн доступе.
На Поволжской МИС завершены испытания культиватора КПО-13С производства ОАО «Белагромаш-Сервис» им. Рязанова, г. Белгород. Целью испытаний было проверка соответствия машины требованиям нормативной документации. Культиватор предназначен для качественной предпосевной подготовки почвы под посев сахарной свеклы, проса, гречихи, кукурузы, подсолнечника и других культур, а также для обработки чистых паров и ранневесеннего рыхления предварительно выровненного поля на глубину до 8 см. КПО-13С полуприцепного типа, спроектирован для агрегатирования с тракторами тягового класса 5. Рабочая скорость по заявлению завода-изготовителя составляет до 12 км/ч, а конструкционная ширина захвата – 13,5 м.
Культиватор состоит из шарнирно-сочлененной пятизвенной рамы. Основными рабочими органами являются 111 стрельчатых лап на S-образных стойках, которые расположены на раме в 4 ряда. На передних брусьях рамы, перед стрельчатыми лапами, установлены 8 выравнивателей, а на задних брусьях – 8 секций катков (по 2 катка в каждой секции). Перевод культиватора в транспортное положение, осуществляется при помощи гидроцилиндров и гидросистемы трактора.
Испытания проводились на обработке пара с влажностью почвы 27,6-30,1% и её твердостью в обрабатываемом слое – 0,4-0,5 МПа. Испытания культиватора проводились в агрегате с трактором John Deere 8310R при глубине обработки 8 см. Средняя рабочая скорость на контрольных участках составила 11,2 км/ч, производительность за 1 час основного времени работы агрегата получена равной 14,73 га, удельный расход топлива составил 3,06 кг/га, коэффициент использования сменного времени – 0,75.
Культиватор обеспечивает равномерную глубину обработки по всей ширине захвата, отклонения от заданной глубины обработки находились в пределах допустимых стандартом. Подрезание сорных растений было полным. После прохода агрегата поле выровненное, гребнистость составила 1,7 см. За 122 часа наработки чистого времени отказов не выявлено.
Испытаниями установлено, что представленный образец культиватора КПО-13С соответствует всем основным требованиям технических условий и нормативной документации по эксплуатационно-технологическим показателям, показателям назначения и надежности. Но имеются замечания по безопасности из-за отсутствия обозначения мест смазки, строповки, световозвращателей и знака ограничения скорости. Заводу рекомендовано устранить выявленные недостатки и продолжить серийное производство испытанной машины.
На Поволжской МИС завершены испытания бороны дисковой модернизированной БДМ-7х3ПК производства ООО «ПромАгроТехнологии», Краснодарский край, п. Красносельский. Целью испытаний было проверка соответствия машины требованиям технических условий и нормативной документации. Машина предназначена для мелкой основной обработки почвы на глубину до 15 см, послеуборочного дискования и измельчения пожнивных остатков крупностебельных культур. Твердость почвы не должна превышать 3,5 МПа, а влажность – 27%.
Рабочими органами бороны являются 69 сферических вырезных дисков диаметром 560 мм, установленные на раме орудия в три ряда, а также следом идущие три спиральных шлейф-катка. Каждый ряд дисков имеет механизм установки угла атаки от 0 до 30 град. Глубина обработки зависит от угла атаки дисков. Заглубляющее усилие тем больше, чем больше установлен угол атаки.
Испытания проводились на дисковании стерни подсолнечника в один след. Влажность почвы составляла 17,4-26,9%, а её твердость в обрабатываемом слое - 1,1-1,4 МПа. Испытания бороны проводились в агрегате с трактором К-701 и глубиной обработки 9 см. Средняя рабочая скорость на контрольных участках составила 11,9 км/ч, производительность за 1 час чистого времени работы агрегата получена равной 8,08 га, а удельный расход топлива при этом составил 6,26 кг/га, коэффициент использования сменного времени – 0,76.
Глубина обработки была равномерная по всей ширине захвата машины, отклонения от заданной глубины обработки были в пределах допустимых стандартом. Подрезание растительных и пожнивных остатков было полное. После прохода агрегата поле оставалось выровненное, гребнистость не превышала 3,2 см. Крошение почвы на комки размером до 50 мм составило 92,0%.
Испытываемый образец показал безотказную и надёжную работу. За 150 часов наработки отказов не выявлено. Борона устойчиво выполняет технологический процесс и не имеет отклонений от требований нормативной документации по эксплуатационно-технологическим показателям. Испытаниями установлено, что представленный образец соответствует всем основным требованиям технических условий и нормативной документации.
Директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений П.А.Чекмарев и директор ФГБУ «Поволжская МИС» В.М. Пронин приняли участие в двухгодичной конференции испытателей тракторов ОЭСР проходившей с 23 по 27 октября 2017 года в Японии.
В конференции приняли участие 45 делегатов из 16 стран, в том числе: России, Австрии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Испании, Китая, Малайзии, Словакии, США, Турции, Чехии, Южной Кореи, Франции, Японии, а также представители ООН, Евросоюза и машиностроителей.
Конференция проходила на базе Японского государственного института сельскохозяйственного машиностроения Национальной исследовательской организации сельского хозяйства и пищевых продуктов (IAM – NARO) с посещением завода по производству сельскохозяйственной техники «ЯНМАР», который находится в г. Окаяма.
Личное участие П.А. Чекмарева в конференции, в первую очередь связано с выполнением поручения И.И.Шувалова по техническому оснащению российских государственных машиноиспытательных станций с целью обеспечения возможности проведения испытаний тракторов по международным стандартам. Это позволит обеспечить признание результатов испытаний российских испытателей по всему Миру и значительно снизит расходы для отечественных производителей сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов.
В течение работы конференции были проведены двусторонние встречи с делегациями Китая, Германии, США, Турции, Италии и Японии по расширению взаимодействия испытательных центров и обмену специалистами с целью углубления гармонизации методик и процедур испытаний.
Успешное исполнение стратегии экспорта сельскохозяйственной техники в значительной степени зависит от активной позиции государства в использовании различных доступных инструментов поддержки как внутри страны, так и за ее пределами.
Один из таких инструментов, как раз и есть участие России в Тракторных Кодексах ОЭСР. Это площадка, где 26 стран-участниц сначала устанавливают технические регламенты к тракторам, а потом сами же контролируют их соблюдение посредством испытаний в испытательных центрах этих же стран.
Авторитет таких испытаний настолько высок, что их результаты после одобрения координационным органом Кодексов признаются практически по всему Миру и являются своеобразным пропуском на рынки, в том числе стран не участвующих в Тракторных Кодексах ОЭСР. Россию в Кодексах ОЭСР представляет ассоциация испытателей сельхозтехники и технологий (АИСТ), которая является уполномоченным органом от Российской Федерации и имеет формальную возможность поддерживать российских машиностроителей в первую очередь проведением испытаний в своей стране, что позволит:
- Сократить расходы на испытания от 3 до 10 раз.
- Сократить транспортные издержки.
- Значительно сократить сроки получения одобрения.
- Исключить таможенные процедуры и расходы при вывозе образцов на испытания.
- Повысить доступность подобных испытаний для небольших производителей.
Очевидно, что площадка Кодексов хороший инструмент для продвижения своей продукции на рынки других стран и его в полной мере используют основные производители тракторной техники (США, Германия, Италия).
Однако, как упоминалось, мы имеем только формальную возможность но, к сожалению, отечественные испытательные центры не могут проводить весь комплекс работ в соответствии с Тракторными Кодексами, т.е. оказывать полноценную поддержку тракторным заводам и продавцам из-за отсутствия необходимого испытательного и стендового оборудования.
Исполнение поручения И.И.Шувалова позволит российским испытателям иметь и практическую возможность осуществлять поддержку отечественных производителей техники.
Сотрудничество России и ОЭСР также является дополнительным стимулом и источником информации для повышения энергетической эффективности и снижению вредных выбросов современной самоходной техники. Полученная информация используется для реализации Аграрной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.
При разработке нормативной документации по исполнению ФЗ № 264 «О развитии сельского хозяйства» в части определения функциональных характеристик техники претендующей на средства бюджетной поддержки использовались данные и опыт других стран-участниц Кодексов.
Кстати, такой же набор испытательного и стендового оборудования необходим для проведения испытаний тракторов на соответствие Техническому Регламенту Таможенного Союза 031/2012. Регламент в настоящее время принят и действует, а испытательной базы для этого на российских машиноиспытательных станциях нет.