Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев 31 марта 2017 года утвердил соответствующее постановление Правительства РФ №396. Подписанным постановлением параметры финансирования государственной программы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Также в структуру государственной программы интегрируется приоритетный проект «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» на реализацию которого в 2017 г. выделяется 728,4 млн. руб.
На подпрограмму «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» в бюджете заложено на 2017 г. – 94,05 млн. руб., на 2018 г. – 91,08 млн. руб., на 2018 г. – 91,08 млн. руб. и на 2019 и 2020 гг. по 89,1 млн. руб.
Согласно опубликованной на сайте Минсельхоза России справке о ходе и результатах реализации в 2016 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в рамках реализации подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» в 2016 году осуществлялось мероприятие «Обновление парка сельскохозяйственной техники», на реализацию которого Законом о бюджете на 2016 год были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 1862 млн. руб.
В соответствии с Планом действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым от 1 марта 2016 г. № 1349п-П13, утверждена программа сельскохозяйственного машиностроения на 2016 год (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 марта 2016 г. № 501-р).
На реализацию указанной программы были выделены бюджетные ассигнования в размере 8,5 млрд. руб., из них на субсидирование производителей сельскохозяйственной техники – 8 млрд руб., на обновление учебной базы инженерных факультетов сельскохозяйственных высших учебных заведений – 0,5 млрд. руб.
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. № 2699-р на субсидирование производителей сельскохозяйственной техники направлены дополнительные бюджетные ассигнования в объеме 1,3 млрд. руб.
Таким образом, на субсидирование производителей сельскохозяйственной техники в 2016 году было направлено 11,2 млн. руб.
В 2016 году производителями сельскохозяйственной техники было реализовано сельскохозяйственным товаропроизводителям 17 483 единицы техники, в том числе 3120 зерноуборочных комбайнов, 1092 тракторов и 260 кормоуборочных комбайнов, 13 011 единиц других видов техники.
По данным Минпромторга России, государственная поддержка способствовала тому, что в 2016 году производство сельскохозяйственной техники в России выросло на 58% (с 55,7 млрд. руб. до 88,2 млрд. руб.), в том числе производство энергонасыщенных тракторов – в 2,1 раза (с 6,4 млрд. руб. до 13,4 млрд. руб.) а доля российских предприятий на рынке – на 14 п.п. (с 40% до 54%). В 2016 году на рынок выведены 75 новых моделей машин.
По состоянию на 1 января 2017 г. в агропромышленном комплексе органами Гостехнадзора зарегистрировано 400,9 тыс. тракторов, что на 9 тыс. меньше, чем по состоянию на 1 января 2016 г. (409,9 тыс.), 129,6 тыс. зерноуборочных комбайнов, соответственно на 1,2 тыс. больше (128,3 тыс.) и 15,1 тыс. кормоуборочных комбайнов – на 0,7 тыс. меньше по сравнению с 2015 годом (15,8 тыс.). Органами Гостехнадзора кроме сельскохозяйственных организаций учитывается наличие техники также в крестьянских (фермерских) хозяйствах и в предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности.
Парк техники в сельскохозяйственных организациях по некоторым видам техники обновляется: доля тракторов со сроком эксплуатации свыше 10 лет в 2016 году составила – 59,6% (в 2015 году – 60,3%). По зерноуборочным комбайнам эта доля осталась на прежнем уровне по сравнению с 2015 годом – 45,4%, по кормоуборочным – увеличилась до 44,4% (в 2015 году – 42,9%).
По данным Росстата в 2016 году на территории Российской Федерации произведено 6623 сельскохозяйственных трактора, что на 26,7% больше, чем за аналогичный период 2015 года (5226 шт.), изготовлен 6431 зерноуборочный комбайн, что на 40,3% больше, чем за аналогичный период 2015 года (4583 шт.), а также произведено 988 кормоуборочных комбайнов, что на 59,6% больше, чем за аналогичный период 2015 года (619 шт.).
Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций снижается: в 2016 году она составила 148,8 л.с. на 100 га посевных площадей, что ниже уровня 2015 года (149 л.с.). Это объясняется приобретением сельскохозяйственной техники большей единичной мощности по сравнению с имеющейся и выбывающей.
Обновлению парка техники способствовали региональные программы и институты развития (АО «Росагролизинг» и АО «Россельхозбанк»). Так, в 2016 году в 55 субъектах Российской Федерации действовали региональные программы, которые предусматривали компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (в 2015 году – в 52, в 2014 году – в 49, в 2013 году – в 39), с общим объемом финансирования из региональных бюджетов 10,1 млрд. руб. (в 2015 году – 10 млрд. руб., в 2014 году – 8,8 млрд. руб., в 2013 году – 4 млрд. руб.).
В 2016 году АО «Росагролизинг» поставлено на условиях лизинга 6151 ед. сельскохозяйственной и автомобильной техники, что на 51,1% больше по сравнению с 2015 годом, на общую сумму 19,6 млрд. руб., или на 63,3% больше по сравнению с 2015 годом, в том числе – 1058 тракторов и 1356 комбайнов. В 2016 году АО «Россельхозбанк» предоставило заемшикам кредитов на покупку сельскохозяйственной техники на 9,2 млрд. руб., что на 51,7% больше по сравнению с 2015 годом, за счет которых сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено 720 тракторов (6,4% от общего количества приобретенных тракторов), 953 комбайна (13,6% от общего количества приобретенных зерно- и кормоуборочных комбайнов).
По материалам сайта: www.mcx.ru
7 апреля в Минсельхозе России состоялось заседание Коллегии «О результатах деятельности в 2016 году, целях и задачах на 2017 год», в котором принял участие директор ФГБУ «Поволжская МИС» В.М.Пронин. В мероприятии участвовали Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, его заместитель А.В. Дворкович, руководители министерств и ведомств, субъектов РФ, региональных органов управления АПК, отраслевых союзов и ассоциаций, ученые, эксперты.
Д.А. Медведев: утверждена новая редакция госпрограммы Председатель Правительства РФ был впервые на коллегии МСХ. Открывая заседание, он отметил стабильное развитие аграрного сектора:
– Только в прошлом году рост производства сельхозпродукции составил более 4%. Это стало возможным благодаря беспрецедентной господдержке. Только в 2016 году на реализацию госпрограммы мы направили 223 млрд рублей…
Мы заметно продвинулись в реализации каждой из основных целей госпрограммы развития сельского хозяйства. Во-первых, мы укрепили продовольственную безопасность нашей страны за последнее время, причём очень существенно. Обеспечиваем себя и зерном, и картофелем, и сахаром, и растительным маслом, и мясом. Это пять из восьми показателей Доктрины продовольственной безопасности. По итогам прошлого года эта обеспеченность стала ещё выше… Заметно выросло производство овощей и фруктов. Есть положительная динамика по производству мяса, причём она в ряде случаев весьма положительная, хотя в основном за счёт производства мяса птицы и свинины.
Что касается оставшихся трёх показателей доктрины, то здесь тоже есть движение вперёд. Почти достигнуто пороговое значение по рыбе. Мы увеличили производство соли. По молоку пока ситуация менее благоприятная, мы остаёмся на уровне 2015 года.
По большинству показателей Доктрина продовольственной безопасности выполнена. Именно поэтому в прошлом году шла активная работа над её корректировкой… Речь идёт о введении показателей по производству овощей и бахчевых культур, фруктов и ягод. Считаю, что мы набрали очень приличный темп по импортозамещению на продовольственном рынке. Сегодня мы не только себя кормим, но и экспорт увеличиваем, учимся на этом зарабатывать. Напомню, что в прошлом году выручили порядка 17 млрд долларов.
Ещё одну вещь хочу сказать. Ограничения по ввозу импортной продукции, сырья и продовольствия в Россию сохраняются, так что мы работаем абсолютно спокойно. Наши партнёры не прилагают никаких усилий для того, чтобы мы свою позицию поменяли. Давайте не будем их разочаровывать, нам от этого только лучше.
Также вполне успешно развиваем сотрудничество с Евразийским союзом. Это огромный рынок, где мы можем присутствовать. И их продукты, продовольствие на нашем рынке появляются. Так что наш общий рынок будем развивать.
Во-вторых, мы стараемся сделать наше сельское хозяйство более конкурентоспособным – и за рубежом, и на внутреннем рынке. Один из наиболее эффективных путей в этом направлении – развитие малого и среднего агробизнеса, тем более что значительная часть российской сельхозпродукции производится в фермерских хозяйствах, в личных хозяйствах. Однако большинство из них, конечно, работает на технике, которую давно пора обновить, работает по старым технологиям. Хозяйства страдают от нехватки средств. Поэтому в госпрограмму включены и меры по поддержке МФХ. В прошлом году на эти цели направлялось более 10 млрд рублей. Для начинающих фермеров в 2016 году средний размер гранта, напомню, вырос более чем на 10%. Гранты для владельцев семейных животноводческих ферм увеличились в среднем на 20%.
Эта система поддержки позволила обновить свою материально-техническую базу 164 сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Мы им будем помогать и дальше. По итогам форума в Сочи я дал поручение проработать вопрос о программе поддержки сельскохозяйственной и потребительской кооперации.
За последние пять лет фермеры оформили в собственность более полумиллиона гектаров, точнее 663 тыс. Спрос на участки, пригодные для сельского хозяйства, сохраняется. Поэтому в прошлом году был принят закон, который упрощает возврат земель сельхозназначения в оборот.
В-третьих, мы работаем для того, чтобы упростить аграриям доступ к деньгам, чтобы можно было и взять короткий кредит на сезонные работы, и сделать долгосрочные инвестиции, обновить технику, естественно, приобретать горючее…В прошлом году наши сельхозпроизводители взяли кредитов на 1,5 трлн рублей. Это практически на треть больше, чем в 2015 году. По ряду направлений субсидирования мы видим неплохой результат. Если взять обновление сельхозтехники, её производство в нашей стране выросло более чем в полтора раза – на 58%. Аграрии стали покупать наши машины, причём делают это осознанно.
И в-четвёртых. Достаточно эффективно продолжает действовать программа, которая обеспечивает устойчивое развитие сельских территорий…В прошлом году более полумиллиона квадратных метров было построено – 609 тыс… Нужно продолжить работу по газификации сельскохозяйственных территорий…В прошлом году на селе появилось около 500 км новых автодорог. Хотя темпы могут быть больше. Всё зависит от финансирования…. Нужно сделать всё, чтобы создать на селе нормальные условия жизни, поэтому развитие сельских территорий должно быть для нас в приоритете.
Коллеги, я неделю назад утвердил новую редакцию государственной программы. Особое внимание в ней уделяется таким направлениям, как техническая и технологическая модернизация отрасли, стимулирование инвестиций в АПК. Чтобы нашу сельхозпродукцию лучше покупали за рубежом, она должна соответствовать стандартам качества. Решать эту задачу, как и, в целом, задачу продвижения на внешние рынки, мы будем в рамках реализации приоритетного проекта по увеличению экспорта продукции АПК.
Мы изменили правила предоставления субсидий, сделали их более гибкими. Ввели с 2017 года так называемую единую, или, как иногда говорят, консолидированную, субсидию. Теперь регионы сами должны решать, какие направления сельского хозяйства они будут поддерживать.
И вот ещё что хотел сказать. Появились комментарии о каких-то будущих урезаниях денег на программу развития сельского хозяйства. Что хотел бы заметить? Опубликованные цифры, которые в программе есть, на период 2018–2020 годов, по сути, носят ориентировочный характер и, скажем прямо, в значительной мере направлены на балансировку бюджета. Мы и раньше утверждали цифры меньшие, а доводили больше, как в этом году, как в прошлом году, как в позапрошлом году. Я лично принимал решение о сохранении финансирования сельского хозяйства на 2017 год практически в прежних объёмах. Тем более мы по ряду позиций к этому вопросу ещё вернёмся. По сути, это наша защищённая статья. Так будем делать и впредь, на период 2018–2020 годов. Хочу, чтобы вы от меня это услышали.
А.Н.Ткачёв: нужны еще 36 млрд рублей
Аграрный министр информировал:
– По многим позициям мы достигли рекордных показателей. В растениеводстве рост составил почти 8%, собран рекордный урожай зерновых – свыше 120 млн т. Россия вернула себе статус ведущей зерновой державы, стала мировым лидером по экспорту пшеницы.
За счёт ввода новых, современных теплиц сбор тепличных овощей увеличился на 15%. Рост также наблюдается в пищевой и перерабатывающей промышленности, которая занимает одно из ведущих мест в структуре промышленного производства России с долей 15% и объединяет более 30 самостоятельных отраслей. Многие из них, например масложировая, сахарная, кондитерская, мясоперерабатывающая, демонстрируют серьёзный экспортный потенциал.
Важный показатель, где пока не удаётся увеличить долю отечественной продукции, – молоко. По итогам года обеспеченность на уровне 82%. Доктрина предполагает 85% и выше. Важно продолжить стимулировать производство молока и говядины, тепличных овощей, а также закладку новых садов, поскольку здесь мы всё ещё зависим от импорта.
По итогам прошлого года сохранился рост инвестиционной активности: на один рубль господдержки привлекалось до семи рублей инвестиций. Это говорит о том, что экономические рычаги, стимулирующие развитие отрасли, работают эффективно.
Мы также фиксируем существенный рост кредитования отрасли. У Россельхозбанка как основного института развития отрасли объёмы кредитования сельского хозяйства выросли в 1,6 раза – до 1 трлн рублей. На втором месте по активности – Сбербанк. Растёт заработная плата в сельском хозяйстве – плюс 12% по итогам года (в среднем по стране – до 24 тыс. рублей).
Господдержка позволяет сохранять на приемлемом уровне рентабельность производства. Растёт число прибыльных хозяйств. Уже практически в каждом субъекте Федерации число прибыльных, вышедших из банкротства и состоявшихся предприятий превышает 80%, хотя пять лет назад цифры были 50–60%. То есть серьёзные, позитивные перемены.
Наиболее динамично развивающимся сектором аграрной экономики остаются фермерские хозяйства. Рост производства превысил 14% в 2016 году. Для сравнения: в сельхозорганизациях рост составил 8%. Да, база была ниже, и, конечно, рост более выразительный, тем не менее, с каждым годом вклад фермеров в общий каравай стабильно растёт. На сегодняшний день на их долю приходится более 12% от общего объёма сельхозпроизводства.
Крупные комплексы являются локомотивом развития сельских территорий, поскольку там, где они создаются, проводятся дороги, свет, газ и другая инфраструктура. Но наряду с ними фермеры могут стать средним классом на селе и фундаментом отрасли. Именно поэтому поддержка фермеров является приоритетным направлением работы министерства, и в новом механизме льготного кредитования мы зафиксировали 20-процентную квоту для МФХ.
Второй год реализуются меры по поддержке кооперации на селе. В 2016 году Правительство удвоило объёмы финансирования по этому направлению, что позволило в два раза увеличить число кооперативов, получивших грантовую поддержку.
По итогам переписи, проведённой в 2016 году, за последние 10 лет площадь земель, используемых фермерами, выросла более чем на 40%.
Чтобы стимулировать целевое использование сельхозземель, в прошлом году был принят федеральный закон, который усовершенствовал процедуру изъятия земель. И мы сразу увидели позитивную динамику. По итогам года Россельхознадзор передал материалы для запуска процедуры изъятия земель у недобросовестных собственников на площади 34 тыс. га – это в два раза больше, чем в 2015 году. Суды приняли решения об изъятии 10 тыс. га таких земель – это в четыре раза больше, чем годом ранее. В то же время это только начало пути.
Прошу регионы активизировать работу по вовлечению в оборот пустующих земель. Потенциал здесь неисчерпаемый. Мы можем вернуть в оборот до 10 млн га сельхозземель, а значит, получить больший урожай, в том числе кормовых культур и овощей.
Со своей стороны, мы продолжим работу над совершенствованием земельного законодательства, чтобы максимально учесть интересы аграриев и передать землю в руки эффективных собственников.
На сегодняшний день доля мелиорированных земель в России достигает 6% от площади пашни. Для сравнения: в Соединённых Штатах Америки – 40%, в Китае – 55%, в Германии – 45%. В этом году впервые за всю историю финансирование программы развития мелиорации сельхозземель увеличено в 1,5 раза. Это позволит ввести в эксплуатацию дополнительно почти 100 тыс. га мелиорируемых земель.
Регионы активно включились в реализацию программы. В засушливых территориях – Республике Крым, Волгоградской, Саратовской областях, Ставропольском крае, Калмыкии и ряде других – за счёт полива урожайность возрастает в два раза по зерновым, кукурузе, масличным, а также овощам.
Для Центрального Нечерноземья, где земли заболочены, мы предусмотрели поддержку на внесение мелиорантов, понижающих кислотность почв. Специалисты считают Нечерноземье зоной гарантированного урожая даже в самые засушливые годы. Наша задача – за счёт раскисления почв и внесения минеральных удобрений сделать эти земли плодородными. Это наш резерв.
Ещё одним направлением нашей работы является развитие отечественной селекции и генетики.
В животноводстве ситуация несколько лучше, чем в растениеводстве, где высока зависимость от импортных семян. Напомню, что доля импортных семян сахарной свёклы – 80%, семян кукурузы – 44%, семян подсолнечника – 53%. По семенам овощей и картофеля эта зависимость достигает 50%. Племенное поголовье свиней и мясного скота имеется в необходимом количестве для нормального развития.
В молочном скотоводстве мы продолжаем закупать за рубежом порядка трети от общего объёма племенного молодняка. Но тенденции позитивные. За последние четыре года импорт молочного скота сократился на 40%.
В птицеводстве зависимость от импортного племенного материала достигает 80–90%. Ежегодно мы закупаем 7 млн суточных цыплят и 830 млн инкубационных яиц. Перед селекционерами стоит задача создания отечественных пород высокопродуктивной птицы. Для стимулирования работы в этом направлении мы субсидируем строительство селекционных центров. Первые 10 селекционно-семеноводческих центров и 4 селекционно-генетических центра уже получили поддержку. Это позволит к 2020 году снизить поставки импортных семян почти в два раза: семян сахарной свёклы – до 50%, кукурузы и подсолнечника – до 30% и картофеля – до 40%. К 2020 году мы планируем полностью обеспечить потребности внутреннего рынка в молочном скоте, а к 2025 году снизить долю использования импортного племенного материала в птицеводстве до 60%.
В этом году мы планируем представить на обсуждение проект программы кадрового обеспечения отрасли.
Повышать условия жизни на селе призвана программа устойчивого развития сельских территорий. На её реализацию в прошлом году было направлено почти 13 млрд рублей. В текущем году на эти цели предусмотрено 15 млрд. В полтора раза увеличено финансирование строительства дорог в сельской местности.
Вылов рыбы и других водных биоресурсов в 2016 году вырос на 6% и достиг почти 5 млн т. Импорт рыбной продукции в Россию снизился на 10%. Экспорт рыбы, напротив, вырос на 10%. В отрасль приходят инвестиции, растёт рентабельность и число прибыльных организаций.
Хочу подчеркнуть, что наша главная цель – сохранить позитивную динамику, которую отрасль демонстрирует все последние годы, повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Это важно, как в случае снятия санкций, так и для освоения внешних рынков. Российский АПК переживает трансформацию: если раньше мы говорили об импортозамещении, то теперь настало время делать упор на увеличение экспорта. По итогам года объём продовольственного импорта снизился на 6% – до 25 млрд долларов, тогда как экспорт вырос на 5% – до 17 млрд долларов. Импорт в нашу страну по-прежнему достаточно высок – 25 млрд долларов. Но пять лет назад это была цифра за 40 млрд. Мы неуклонно снижаемся. Тем не менее, мы должны активно заниматься экспортом.
Удалось сократить поставки импортной мясной продукции, овощей и картофеля, обеспечить рост экспортных поставок свинины, мяса птицы, пшеницы, кукурузы, растительных масел, сахара. Перед нами стоит ряд задач по дальнейшему продвижению продовольственного экспорта.
Увеличить поддержку льготного кредитования
По поручению Правительства с 1 января консолидированы меры господдержки. Теперь регионы могут сами оперативно распределять средства и направлять их в региональные точки роста.
В 2017 году на мероприятия в рамках единой субсидии предусмотрено 36 млрд рублей. Дефицит средств на 2017 год не позволил учесть дополнительную потребность в средствах на закладку садов и поддержку фермеров для сохранения набранных темпов. А эти меры поддержки пользуются повышенным спросом в регионах. В очереди на получение грантов стоят порядка 7 тыс. фермерских хозяйств и сотни кооперативов. Дополнительная потребность на гранты малым формам составляет более 12 млрд рублей, если мы хотим удовлетворить весь спрос.
Дмитрий Анатольевич, Вы говорили, что при увеличении доходной части бюджета – в течение года или во второй части – эти доходы могут быть выделены как дополнительные, чтобы поддержать аграрный сектор. В случае корректировки бюджета в 2017 году просим предусмотреть возможность выделения дополнительных 10 млрд на единую субсидию, для того чтобы регионы могли по позициям, о которых я говорил выше, чётко выполнять свои обязанности.
В этом году заработало льготное кредитование по ставке не более 5%. В программе участвует более 25 банков. Сейчас рассматриваем возможность снижения требований к размеру уставного капитала банка с 20 млрд до 10 млрд рублей, что расширит круг ещё на 30 аккредитованных банков. Конкуренция среди банков привела к снижению ставки до 2–3%, не выше 5%. Это стало возможным благодаря этим подходам.
Конечно, есть ещё определённые нарекания, как и всегда бывает с нововведениями. Их необходимо в течение года устранить. Чтобы расширить число получателей льготных кредитов, мы предлагаем регионам не только определять лимит по направлениям, но и устанавливать на уровне региона максимальный размер кредита на одно предприятие. Такое ограничение верхней границы позволит снизить объём льготного кредитования на одно предприятие и предоставить субсидии большему количеству заёмщиков.
Льготные кредиты оказались настолько востребованными, что предусмотренные средства уже практически полностью освоены. Чтобы обеспечить краткосрочными кредитами осенние полевые работы, вторую часть года, чтобы провести удачно и своевременно уборочную кампанию, нам необходимо в том числе, если будут дополнительные доходы, 9 млрд рублей. Понятно, что 6 млрд, которые сегодня есть, все расходованы. Хотелось бы, чтобы все заявки на инвесткредиты были удовлетворены именно по ставке 5%. И на это нужно ни много ни мало тоже дополнительно порядка 10 млрд рублей.
Дефицит средств повлечёт за собой отказ инвесторов от реализации новых аграрных проектов в текущем году. А с учётом инерции отрасли в 2019–2020 годах мы можем столкнуться с сокращением производства.
В последние годы Правительство оказывает беспрецедентную поддержку сельхозмашиностроению. Уже практически бюджет был свёрстан, и мы получили 10 млрд. И конечно, невероятный эффект, что настолько активно могут заработать заводы, настолько наша продукция будет конкурентоспособной и селяне по-настоящему обратят внимание на наше российское сельхозмашиностроение. Скажу честно, казалось, что его уже нет, что оно разрушено и никогда не поднимется. Мы приобрели за один год 17 тыс. единиц новой отечественной техники – это в два раза больше, чем годом ранее. Однако темпы выбытия сельхозмашин, конечно, выше.
Например, за последние четыре года парк техники сократился на 25 тыс. тракторов, то есть выбыло 75 тыс. тракторов, а купили новых 50 тыс. То же с зерноуборочными комбайнами – выбыло 30 тыс., а приобрели 22 тыс. Тем не менее, если мы будем наращивать и объём поддержки, и чёткую синхронную работу сельхозпроизводителей и заводов, мы выйдем в ноль и дальше уже будем, наверное, прибавлять.
Чтобы ускорить техническое перевооружение, необходимо увеличить темпы приобретения техники в лизинг, 89% в структуре поставок «Росагролизинга» приходится на фермеров. Потребности аграриев в услугах «Росагролизинга» в два раза превышают возможности компании. На очередном съезде фермеров, который был в феврале, фермеры активно озвучивали предложения по увеличению объёмов финансирования лизинга. Минсельхоз считает целесообразным докапитализировать «Росагролизинг» от 5 до 7 млрд рублей в случае появления дополнительных доходов бюджета.
Таким образом, суммируя четыре названных направления, общий объём поддержки сельского хозяйства необходимо увеличить дополнительно на 36 млрд рублей.
После доклада А. Ткачева Д.Медведев ответил: «Могу лишь ещё раз констатировать, что сельское хозяйство действительно является нашей приоритетной отраслью и защищённой статьёй бюджета. Поэтому все те предложения, которые в настоящий момент существуют, мы самым внимательным образом вместе с Минсельхозом, вместе с Минэкономразвития, вместе с Минфином, конечно, будем анализировать.
В. И. Кашин: восстановить погектарку
Председатель аграрного комитета Госдумы Владимир Кашин отметил:
– Деградирует наша земля. Чем быстрее мы задействуем программу введения в оборот неиспользуемых сельхозземель, тем быстрее мы сможем реализовать поставленные перед нами задачи по наращиванию объемов производства. Эти задачи схожи с задачами по поднятию целины. Нам необходимо восстановить субсидии на погектарную поддержку и на литр молока. Не все смогли получить кредиты. Посмотрите, куда уходят основные деньги в растениеводстве. Если пшеница стоит 16 рублей, то буханка в магазине – уже почти 50 рублей. Получается, что основная прибыль уходит в торговлю.
Но если решить эту тему, то нам для поддержки сельского хозяйства нужно было бы гораздо меньше денег. В принципе, если распределить деньги, исходя из трудозатрат по цепочке производства, то всем хватит финансирования. Очень плохо идут дела в селе. Мы строим новые фельдшерские пункты, но стали забывать, что мы их ликвидировали тысячами. Деревня – это берегиня нашей территории. Нам надо быстрее принимать важные законы по вопросам ветеринарии, мелиорации, поддержки питомников, учхозов.
Председатель правления Союзмолоко Андрей Даниленко подчеркнул: «Там, где инвестиционная привлекательность выше, туда и идут деньги. Я все-таки хотел бы подчеркнуть, что у нас очень разные регионы. Сейчас Росстат перешел в ведомство Минэка, это приводит к изменению параметров подсчета. Но товарное молоко должно быть взято за основу при оценке эффективности производства. Очень большое подспорье для развития — это возврат до 30% затрат на реализацию проектов. КФХ каждый год растут на 10% по товарному молоку. Сейчас я могу назвать планы по реализации проектов — более 60 тыс. скотомест. Если бы существующий объем поддержки был сохранен на ближайшие 10 лет, то это стало бы ключевым фактором для развития отрасли. Фальсификат и борьба с ним также являются ключевыми вопросами для отрасли».
С большим интересом было выслушано сообщение Бато-Жаргала Жамбалнимбуева, аудитора Счетной палаты: «Количество подпрограмм в рамках Государственной программы было сокращено. Ряд значений в документе требуют корректировки. С позиции счетного органа показатель обеспеченности молоком в прошлом году составил 81%, годом ранее — 75%. При этом 22% участников исследования Счетной палаты сказали, что молочные продукты в основном некачественные. Счетная палата поддерживает усиление мер по борьбе с производством некачественной молочной продукции. На развитие молочного производства в прошлом году было направлено 68 млрд рублей. Повышение эффективности мер государственной поддержки, в том числе в КФХ, является приоритетной задачей для Минсельхоза. В связи с отсутствием правового документа на реализацию капексов средства не были распределены. Надеемся, что это был единичный случай».
Руководитель ФАНО России Михаил Котюков поведал: «ФАНО работает над формированием аграрных технопарков, над реализацией этих проектов на базе частно-государственного партнерства. В академических организациях проходит очень непростой период преобразования. Исследователи сегодня привлечены для решения непосредственных практических задач. География базовых научных центров в России очень широкая. Фактически участвуют все регионы РФ, это привело к формированию структуры Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства – 2017-2025. Руководство регионов активно привлекается к реализации программы. Реализуются комплексные проекты. Предложения ФАНО: с 2017 года выполнять комплексные технические проекты в сельском хозяйстве. Субъектам необходимо сформировать свою структуру поддержки и привлечь необходимые ресурсы, что позволит создать новые виды сельхозпродукции и развить технологии в АПК».
С конкретным анализом и предложениями выступили замгубернатора Белгородской области Станислав Алейник, заместитель председателя Общественного совета Минсельхоза России Андрей Бодин.
В.Н. Плотников: важно, что сокращения расходов на АПК не будет
В выступлениях была подтверждена твердая поддержка фермерству, заявил «Крестьянским ведомостям» первый заместитель председателя аграрного комитета Госдумы, президент АККОР Владимир Плотников. Вместе с тем, он отметил, что было немало озвучено болевых точек. Это льготное кредитование, обеспечение хозяйств современной техникой, неурегулированность земельных отношений, подготовка молодых специалистов для аграрной отрасли, развитие сельскохозяйственной кооперации, улучшение условий жизни в сельской местности и множество других. И сегодня было очень важно услышать подтверждение Председателя Правительства РФ, что сокращения расходов на поддержку сельского хозяйства в ближайшие несколько лет не будет.
«Пусть у Грефа коленки не трясутся»
На коллегии Дмитрий Медведев вручил орден Александра НЕВСКОГО Николаю Жернову — гендиректору АО «Агрофирма Мценская» Орловской области. Горячее незапланированное выступление агрария потрясло зал, премьера, министра. Его было невозможно остановить. Да никто и не пытался. Журналисты слушали, разинув рты. Со стороны выглядело, что Жернов отчитывает премьера, учит, как надо поддерживать АПК. «Сегодня наконец мы можем получить деньги вовремя. Сегодня сделали так, как надо. 10% отдается банкам сразу напрямую. Почему теперь не развиваться? У нас 16 тыс. га пашни. Мы поставили оборудование, можем купить прекрасные комбайны» …
Далее директор раскритиковал Сбербанк, который при заключении с аграриями соглашений о кредитовании на несколько лет устанавливает льготную ставку только на текущий год, а на последующие годы — коммерческую, ссылаясь на то, что в следующем году соответствующие субсидии могут быть урезаны. «Скажите, что вы в ближайшие пять лет не будете менять эту ситуацию. Скажите это с трибуны Грефу, пусть у него коленки не трясутся», — обратился Николай Александрович к Дмитрию Анатольевичу.
Премьер нашелся, подошел к микрофону и сказал: «Обращаюсь к Герману Оскаровичу Грефу. Слышали, что было сказано? Так все и исполнить». Участники коллегии захлопали. Если бы так просто решались проблемы.
Будет ли исполнено поручение премьера, покажет время.
По материалам сайта: http://kvedomosti.ru
Об этом заявил помощник президента ассоциации «Росагромаш» Вячеслав Пронин, отвечая на вопросы журнала «Агроинвестор». Издание сообщает, ссылаясь на информацию Минпромторга, что доля отечественных производителей сельхозтехники должна увеличиться с 54% в 2016 году до 80% к 2030 году. Об этом говорится в проекте Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения на период до 2030 года. Объем производства сельхозтехники в России должен вырасти с 88,6 млрд руб. в 2016 году до 280 млрд руб. в 2030 году, при этом экспорт составит около 93 млрд руб. Загрузку производственных мощностей к этому времени с учетом ввода новых мощностей планируется нарастить до 80−90%, а число занятых в отрасли увеличить в 1,5 раза.
Как говорится в документе, с которым ознакомился «Агроинвестор», реализовывать стратегию предполагается в три этапа. В рамках первого этапа (2018 — 2021 годы) планируется «внедрение финансовых мер гоподдержки, направленных на ускоренное обновление парка техники», что должно привести к резкому спросу на отечественную технику. Для этого Минпромторг предлагает продлить программу 1432 по субсидированию приобретения сельхозпроизводителями техники, предусмотрев постепенное снижение скидок с 15% в 2017 году до 5% к 2021-му. На втором этапе (2022 — 2025 годы) будет идти работа по стимулированию экспортных поставок, а также активная поддержка НИОКР. На третьем этапе (2026−2030 годы) госполитику предполагается сфокусировать на административном и нефинансовом регулировании, а финансовые инструменты применять «для нивелирования негативных макроэкономических тенденций".
Затраты госбюджета на реализацию первого этапа составят 45 млрд руб., второго этапа — 22,4 млрд руб., подсчитал Минпромторг. При этом эффект от реализации стратегии будет значительно выше, уверены чиновники. «Дополнительные поступления в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды напрямую от отрасли достигнут 101 млрд руб., а с учетом эффекта мультипликатора в смежных отраслях — 294 млрд руб.», — полагают авторы документа.
Ассоциация «Росагромаш» считает закладываемые в стратегии целевые показатели вполне выполнимыми, особенно с учетом того, что загрузка предприятий отрасли сейчас невысока. «Рост объема производства сельхозтехники, который мы наблюдали с 2013 года, показывал двузначные цифры ежегодно. Поэтому увеличение этого показателя в три раза к 2030 году вполне реалистично при выполнении закладываемых в стратегии мер», — сказал «Агроинвестору» помощник президента ассоциации «Росагромаш» Вячеслав Пронин. В частности, отметил он, важно продолжение финансирования программы 1432 еще в ближайшие три года. «Это позволит, с одной стороны, предприятиям отрасли до конца финансово оздоровиться и продолжить свои инвестиции, которые они реализуют за четыре года действия программы. С другой стороны, сельхозпроизводители смогут в значительной мере обновить свой парк техники и, как следствие, повысить эффективность своей работы», — отметил Пронин. Уже к 2021 году должно быть достигнуто оптимальное соотношение парка по возрастным и мощностным показателям, полагает он. «И дальше аграрии уже будут заниматься обновлением техники, а предприятия отрасли — развивать экспорт», — добавил Пронин.
В 2016 году объем производства сельхозтехники в России вырос на 59,1% к уровню 2015-го. По данным Минсельхоза, продажи сельскохозяйственных тракторов составили 9,5 тыс. штук (доля российских производителей здесь не превышает 3% рынка, а с учетом сборочных предприятий — 36%). Рынок самоходных сельскохозяйственных машин в 2016 году оценивается в 7,2 тыс. штук, доля отечественных производителей здесь равнялась 72% (с учетом крупноузловой сборки — 97%). В сегменте прицепных и навесных сельскохозяйственных машин отгрузки в прошлом году равнялись 41,3 тыс. штук, средняя доля российских предприятий - 43%. По данным таможенной статистики, объем экспорта продукции сельхозмашиностроения (включая запасные части и продукцию сборочных предприятий) составил 8 млрд руб., увеличившись на 15,9% к 2015 году.
Минпромторг России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации подготовил проект Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года. По итогам 2016 года доля отечественных производителей на внутреннем рынке составила 54%. Задача, которая стоит перед отечественными сельхозмашиностроителями, – довести показатель количества современных российских машин и оборудования для сельского хозяйства до объема не менее 80% к 2030 году. В то же время планируется оказывать адресную поддержку экспорту, чтобы производители нарастили объем поставок современных российских сельхозмашин за рубеж до 50% от объемов потребления на внутреннем рынке. Приоритетными рынками для отечественного сельхозмашиностроения, кроме рынков стран СНГ, станут ЕС, Южная Африка, Австралия, Китай, Северная Америка – сказал министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
В результате реализации мероприятий Стратегии производство сельскохозяйственной техники в России вырастет к 2030 году до 280 млрд. рублей, при этом экспорт составит порядка 93 млрд. рублей.
Минпромторг России планирует в апреле – мае провести ряд публичных обсуждений проекта стратегии, по результатам которых, документ, согласованный Минсельхозом России, Минэкономразвития России, крупнейшими отраслевыми организациями производителей и потребителей продукции сельхозмашиностроения, планируется рассмотреть в Правительстве в июне 2017 года.
О масштабах конкурса и его организационной структуре лучше всего говорят цифры. В прошлом конкурсе право называться «Лучшая сельхозмашина 2015 года» оспаривали 1232 марки сельскохозяйственной техники, в том числе: тракторов – 157 марок, почвообрабатывающих машин – 214, посевных машин – 203, машин для внесения удобрений и ухода за растениями — 166, зерноуборочных комбайнов — 126, кормозаготовительной техники – 162, машин для обработки урожая – 108, машина и оборудование для животноводства — 91. В номинации «Лучшая новинка года» аграрии проявили единство мнений и упомянули всего 5 марок сельскохозяйственной техники.
— Сейчас мы не напоминаем Вам победителей прошлых лет, чтобы не искажать вашего мнения,— рассказывает Вадим Пронин, председатель совета Ассоциации испытателей сельскохозяйсвенной техники и технологий (АИСТ), директор ФГБУ "Поволжская МИС", к.т.н.,— а напомним, что наградой победителям конкурса по всем номинациям являются «Призы крестьянских симпатий», которые по традиции вручаются производителям сельскохозяйственных машин на главной сцене Российской агропромышленной выставки «Золотая Осень». И в этом кроется основная интрига уникальности и неповторимости конкурса: работают его организаторы, крестьяне, испытатели, эксперты, аналитики и журналисты, а награды получают производители техники. И это справедливо!
Конкурс текущего года традиционно пройдет с марта по август 2017 г. Опрос осуществляться 2-мя способами: посредством заполнения предложенных форм анкет, которые до 1 сентября 2017 г необходимо выслать на электронную почту
Информация о работе конкурса и его результатах будет освещаться в центральных изданиях и на сайтах организаторов: Министерства сельского хозяйства РФ www.mcx.ru, Ассоциации испытателей сельскохозяйственной техники (АИСТ) www.aist-agro.ru и информационного партнера АгроМедиаХолдинга "СВЕТИЧ" www.SveticH.info .
Уважаемые друзья! Дорогие наши читатели! Выскажите свое мнение, и Ваше мнение окажет непосредственное влияние на рынок сельскохозяйственной техники.
Производители сельскохозяйственной техники из Евразийского экономического союза (ЕАЭС) готовы локализовать изготовление навесного оборудования на своих заводах. В свою очередь, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) поддержит эти проекты и будет содействовать развитию кооперационных связей между немецкими и евразийскими производителями сельскохозяйственной техники. Об этом заявил член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Сергей Сидорский в ходе круглого стола, посвященного развитию производства сельхозтехники в государствах-членах ЕАЭС. Итогом диалога производителей сельскохозяйственной техники из Европейского и Евразийского союзов, представителей отраслевых ассоциаций, экспертного сообщества, министерств и ведомств стало подписание Меморандума о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Ассоциацией производителей сельскохозяйственной техники Германии (VDMA). Свои подписи под документом поставили министр ЕЭК Сергей Сидорский и председатель правления VDMA Кристиан Драйер.
В ходе мероприятия обсуждались вопросы устранения барьеров в промышленной и научно-технической сферах, обмена технологиями, создания благоприятного инвестиционного климата и стимулирующего правового режима для европейских производителей, готовых к переносу высокотехнологичных производств.
Сергей Сидорский отметил, что в странах ЕАЭС работают крупные производители различных видов сельскохозяйственной техники, а сама отрасль по-прежнему является привлекательной для инвестиций. «В ЕАЭС выпускается практически вся необходимая аграриям техника, и она востребована на рынке. Например, объемы выпуска тракторов – порядка 42 тыяч единиц в год, – сообщил министр ЕЭК. – Однако часть выпускаемых изделий уже не соответствует современным требованиям. Учитывая устойчивый рост сельского хозяйства, мы видим большой потенциал для развития сотрудничества, в частности, по локализации двигателей для сельхозтехники, производства навесного оборудования».
Сергей Сидорский выразил готовность активно содействовать развитию кооперационных связей и предложил VDMA представить перечень компаний, заинтересованных в сотрудничестве с производителями навесного оборудования, в том числе сеялок, борон, в ЕАЭС.
По мнению министра ЕЭК, необходимо активизировать обмен информацией о возможностях для партнёрства членов немецкого союза (VDMA) с евразийскими производителями.
В рамках круглого стола участники начали обсуждение конкретных проектов по локализации производств сельхозтехники в ЕАЭС. Представители Союза предложили рассмотреть ряд площадок для организации совместных предприятий, в том числе ОАО «Минский моторный завод», ООО «Техдормашцентр», ОДО «Брендком» и ОАО «Гомсельмаш» в Беларуси, ЗАО «Степногорский подшипниковый завод» в Казахстане, ООО «Автомаш-Радиатор» в Кыргызстане, ООО «Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК», ООО «Вертумн», ПАО «Автодизель» в России.
Подводя итоги дискуссии, Сергей Сидорский отметил, что на первом этапе важно начать выпуск в ЕАЭС широкого спектра навесного оборудования и запасных частей к современной сельскохозяйственной технике зарубежного производства для того, чтобы перейти к следующему важному шагу – трансферту современных технологий и совместной разработке техники «завтрашнего дня».
Министр ЕЭК предложил продолжить дискуссию уже в рамках форума «Евразийская неделя», который пройдет в Астане (Казахстан) в июле 2017 года. К участию в мероприятии Сергей Сидорский пригласил всех производителей и потребителей сельхозтехники Евразийского экономического союза и Германии.
Подписание Меморандума о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Ассоциацией производителей сельскохозяйственной техники Германии (VDMA) стало заключительным аккордом круглого стола. Документ закрепил достигнутые договоренности о создании условий для организации на территории ЕАЭС производства современной европейской сельскохозяйственной техники и комплектующих. Меморандум будет содействовать дальнейшей гармонизации межгосударственных и национальных стандартов стран ЕАЭС с международными стандартами в сфере производства машин и оборудования для сельского хозяйства. Для этого планируются обмен нормативной и технической документацией, проведение совместных встреч, консультаций, научно-практических семинаров, а также передача опыта в области установления требований к сельхозтехнике.
«Подобное сотрудничество будет способствовать устранению барьеров в промышленной и научно-технической сферах между производителями машин для аграрной отрасли Евразийского экономического союза и третьих стран, развитию сельхозмашиностроения в союзных государствах и локализации сборочных производств, созданных в Союзе иностранными производителями сельхозтехники», – подчеркнул министр ЕЭК.
Справка
Ассоциация производителей сельскохозяйственной техники Германии (VDMA) – крупнейшая европейская отраслевая структура, которая объединяет более 3000 немецких производителей сельскохозяйственной техники и комплектующих к ней, а также сервисных обслуживающих компаний.
Продукция компаний, входящих в ассоциацию, широко представлена на рынке стран Евразийского экономического союза. При этом компании не только импортируют сельхозтехнику в страны Союза, но и активно занимаются локализацией своего производства на территории государств-членов. В 2016 году объемы производства сельскохозяйственной техники в ЕАЭС составили порядка 55 тыс. шт. Основными производителями являются: Беларусь –37 тыс. шт., Россия – 13,7 тыс. шт. и Казахстан – 1,5
Директор экспериментальной базы ФГБНУ «ТатНИИСХ» А.Н.Овчинников продемонстрировал поле, на котором будет проводиться демонстрационный показ техники. Директор Поволжской МИС В.М.Пронин убедился, что размеры участка позволят полноценно реализовать задумку и достаточно полно провести демонстрационные экспресс испытания.
По приглашению генерального директора ООО «Казаньсельмаш» Р.З. Мифхатова, В.М.Пронин посетил цеха завода по производству самоходных опрыскивателей «БАРС», пользующихся большой популярностью у аграриев республики, а также осмотрел некоторые образцы уже готовых изделий сельскохозяйственной линейки выпускаемой техники. Он отметил, что выпускаемая техника ООО «Казаньсельмаш» имеет достаточно высокий технический уровень и стоит уделить отдельное внимание проведению государственных испытаний, что позволит достойно конкурировать на рынке даже за пределами республики.


Г.П.Чугунов рассказал участникам о линейке оригинальной техники выпускаемой заводом ООО «Сельмаш», а также имеющемся потенциале завода, по расширению ее номенклатуры за счет запуска сборочного производства трактора К 704-4Р «Станислав», разработки Петербургского машиностроительного завода, с последующим углублением локализации его производства.
Руководитель агрохолдинга «Василина» В.Н.Димитриев отметил большую востребованность рынком энергонасыщенной тракторной техники. Он также заметил, что производимые Петербургским тракторным заводом около 3-х тысяч тракторов «Кировец» в год не покроют потребностей рынка в 50 тысяч тракторов еще ближайшие как минимум 15 лет. Поэтому, открываемая линия по производству трактора К 704-4Р позволит не только удовлетворить потребности холдинга «Василина» в энергонасыщенной тракторной техники, но и обновить тракторный парка аграриев области отечественным трактором, который выигрывает в цене и стоимости последующего обслуживания.
Руководитель областного Министерства А.П.Попов поддержал решение руководства завода ООО «Сельмаш» открыть производство трактора К 704-4Р. Он отметил, что область действительно нуждается в обновлении тракторного парка, однако решение по оказании господдержки можно принимать только с учетом результатов государственных испытаний. Поэтому, необходимо в ближайшее время представить образец трактора на испытания в Поволжскую МИС и презентовать его на Всероссийском Дне Поля в г.Казань.
Директор ФГБУ «Поволжская МИС» В.М.Пронин подтвердил необходимость проведения испытаний, отметив, что испытания позволят съэкономить заводу солидные средства и сохранить репутацию, если выявить и устранить недостатки конструкции трактора до начала его серийного выпуска.
Подводя итоги совещания, А.П.Попов призвал руководство завода ООО «Сельмаш» теснее сотрудничать с Поволжской МИС, чтобы повторить успехи производства сеялки АУП-18, конструкция которой была отработана в тесном взаимодействии с испытателями. В завершении встречи, руководитель областного Минсельхоза поблагодарил всех участников совещания за активную работу, а Г.П.Чугунову выразил персональную благодарность за профессиональный, многолетний и добросовестный труд на должности руководителя отдела технической политики Минсельхозпрода Самарской области и в связи с его выходом на пенсию вручил ему памятный подарок.




В марте текущего года в Республике Татарстан введена в эксплуатацию реконструированная молочно-товарная ферма с беспривязным содержанием животных. Уникальность этой фермы заключена в том, что она полностью оснащена отечественным автоматизированным доильным оборудованием (АДО) российской фирмы ООО «Чистый мир плюс». Техническое оборудование фермы является примером успешной реализации государственной программы импортозамещения в сфере механизации и автоматизации процессов производства молока.
Все, ранее построенные в Республике фермы такого типа, целиком были оснащены импортным АДО известных фирм DeLaval (Швеция), WestfaliaSurge (Германия) и др. В России серийное производство отечественного АДО освоила фирма ООО «Чистый мир плюс» (Самарская обл., г. Кинель). В состав АДО входят: контроллер промывки молочных линий доильных залов; универсальный контроллер для хранения молока и промывки молочных танков; автоматизированный пост доения для доильных залов со счетчиком молока и функцией автоматического съема доильного аппарата; автоматизированный доильный аппарат со счетчиком молока для дойки в молокопровод. Контроллеры молочных линий и танков, а также доильных постов содержат программы управления адаптированные к условиям работы механического молочного оборудования практически всех его производителей. По качеству работы приведенное оборудование не уступает зарубежным аналогам, а его стоимость в 2-3 раза ниже.
По данным первичной экспертизы, которую провели на ферме специалисты ФГБУ «Поволжская МИС» ( 20-21 марта 2017 г.), установлено, что все отечественное АДО установленное на доильную установку обеспечивает устойчивое выполнение всех процессов машинного доения и учета количества молока.
Информационный отдел
ФГБУ «Поволжской МИС»