Странами Азиатско-Тихоокеанского региона, ведется работа по формированию региональных стандартов для стимулирования использования безопасной, эффективной и экологически чистой сельскохозяйственной техники на всей территории региона.
Отсутствие стандартов тестирования сельскохозяйственных машин в Азиатско-Тихоокеанском регионе тормозит переход от ручного труда к механизированному. Учитывая, что большинство сельскохозяйственной техники производится в ограниченном количестве стран, отсутствие на региональном уровне принятых стандартов тестирования делает импорт машин дороже. Коды ANTAM могут снизить затраты для конечных потребителей, а также гарантировать, что сельскохозяйственные машины отвечают международным нормам безопасности и стандартам экологичности.
В своем приветственном слове д-р Рохан Вижекун (Rohan Wijekoon), директор департамента по сельскому хозяйству Министерства сельского хозяйства Шри-Ланки подчеркнул важную роль, которую играет сельскохозяйственная техника в продвижении экологически чистых сельскохозяйственных технологий в Шри-Ланке.
Доктор Ли Ютонг (Dr. Li Yutong), руководитель Центра по устойчивому развитию сельского хозяйства (CSAM), подчеркнула важность таких проектов как ANTAM в достижении целей устойчивого развития сельского хозяйства. В частности, главная роль сети ANTAM – связывать между собой различные заинтересованные стороны в области сельскохозяйственной техники и в конкретном продвижении устойчивых методов ведения сельского хозяйства.
По результатам третьего ежегодного совещания ANTAM, представитель Шри-Ланки был избран в качестве Председателя ANTAM на 2017 год, а представитель Филиппин был избран в качестве заместителя Председателя на 2017 год. Итальянское агентство по испытанию сельскохозяйственной техники (ENAMA) был утвержден в качестве технического экспертного отдела ANTAM на период 2017-2019 гг. Участвующие страны приняли план работы на 2017 год, направленный на создание взаимно признанных методов испытаний. В 2017 году сеть будет сосредоточена на развитии основных направлений деятельности по наращиванию потенциала для того, чтобы страны-члены применяли Коды ANTAM, а также разработку новых стандартов для испытаний рассадопосадочных машин.
В завершении мероприятия состоялась экскурсия в село Макандура (Makandura), где делегатам ANTAM были продемонстрированы эволюция методов посева и посадки рассады риса. Были продемонстрированы различные методы, от ручной посадки и простыми ручными инструментами до полностью механизированного прямого посева рассадопосадочными машинами.
13 декабря министр сельского хозяйства Александр Ткачев представил прогноз научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года. Прогноз позволит более качественно подходить к разработке документов стратегического развития в сфере АПК. Основные положения прогнозы были представлены на заседании правительственной комиссии по вопросам АПК, которое провел председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, сообщили в Минсельхозе. «Хотел бы остановиться на сутевых вопросах научно-технологического развития отрасли, которые связаны с развитием селекции и генетики, глубокой переработкой сельскохозяйственного сырья. Речь идет о разработке и внедрении достижений отечественной науки, которые обеспечат импортозамещение в технологиях, а не только в производстве. Пока технологическое развитие сельского хозяйства опирается на достижения зарубежной науки», — отметил Ткачев.
«По целому ряду позиций доля импортных семян составляет от 20% до 80%. Например, доля импортных семян сахарной свеклы — 70%, семян кукурузы — 28%, семян подсолнечника — 44%, семян овощей — 23%. По картофелю, эта зависимость достигает 80%.
В животноводстве с каждым годом импорт племенной продукции сокращается. Например, в 2015 году импортировано на 50% меньше молочного рогатого скота по сравнению с 2012 годом, импорт мясного КРС и свиней снизился на 97%. Племенное поголовье свиней имеется в необходимом количестве для нормального развития свиноводства. Это результат работы последних 3−5 лет.
Доля импорта в племенном молодняке молочного скота достигает 27%, в мясном скотоводстве это показатель лучше и составляет всего лишь 8%.
В то же время, высокая зависимость от использования импортного племенного материала остается в птицеводстве. Ежегодно закупается 7 млн суточных цыплят и 830 млн инкубационных яиц.
Начиная с 2015 года, реализуется новая мера поддержки — компенсация 20% прямых понесенных затрат на строительство селекционных центров. Первые 10 селекционно-семеноводческих центров и 4 селекционно-генетических центра уже получили поддержку. До 2020 года планируется построить и модернизировать около сотни таких центров, чтобы сформировать отечественной семенной фонд и генофонд сельхозживотных.
Не менее важно развивать селекцию и генетику с точки зрения экспорта. На сегодняшний день мировой рынок оригинальных, элитных и репродуктивных семян зерновых культур составляет 4,5 млрд долларов. На долю России приходится 1,3%. Эксперты прогнозируют рост этого рынка в 1,5 раза к 2030 году.
Не менее важно развитие глубокой переработки сельхозсырья. Россия за последние годы превратилась в крупного производителя и экспортера зерна. По пшенице РФ стала крупнейшим мировым экспортером — до 80%.
Существует большой потенциал не только для импортозамещения, но и для экспорта продуктов глубокой переработки зерна. Так, мировой рынок аминокислот составляет 35 млрд долларов в год. При этом Россия на данном рынке практически не представлена. Занятие даже 10% рынка аминокислот позволит получать 3,5 млрд долларов в год экспортных доходов.
Основная причина отсутствия такого производства в России — высокий уровень затрат на приобретение зарубежных технологий и строительство таких предприятий.
Необходимо создать комплексную программу, позволяющую стимулировать и использовать отечественные разработки в области глубокой переработки зерна. Для достижения наибольшей эффективности считаю целесообразным включить направление глубокой переработки сельхозпродукции в Национальную технологическую инициативу, разработав «дорожную карту» в рамках направления «Фуднет».
К 2030 году Россия должна полностью обеспечивать себя крахмалами и другими продуктами глубокой переработки зерна, а также занимать хотя бы 5% мирового рынка данной продукции.
В области ветеринарии необходимо создать центры научных исследований на базе ведущих институтов и биопредприятий для проведения фундаментальных и прикладных исследований, направленных на разработку лекарственных средств для ветеринарного применения. Это позволит увеличить долю отечественных препаратов, применяемых в ветеринарии, с 40 до 90% к 2025 году», — привел основные положения прогноза Ткачев.
«В прогнозе научно-технологического развития АПК есть два сценария «Локальный рост» и более амбициозный «Глобальный прорыв». Если мы пойдем по второму сценарию, то опережающий рост экспорта позволит поддерживать динамику отрасли на уровне более 3% ежегодно до 2030 года», — подчеркнул глава Минсельхоза.
Также важной темой обсуждения стал вопрос международной кооперации и экспорта в промышленности. В 2016 году экспорт российской техники вырос всего на 13%. Чтобы повысить этот показатель, ассоциация "Росагромаш" активно взаимодействует с Министерством промышленности и торговли РФ и Российским экспортным центром. Для стимулирования экспортных процессов предлагается, в частности, содействовать участию отечественных предприятий в международных выставках. Так, на следующий год запланированы экспозиции с российской сельхозтехникой на выставках в Иране, ЮАР, Китае, Германии и одной из стран Восточной Европы. Также в качестве мер системной поддержки эксперты "Росагромаш" обозначили предоставление кредитов по субсидируемой процентной ставке, компенсацию части затрат на транспортировку, сертификацию и экспортные НИОКР, софинансирование затрат на создание системы послепродажного обслуживания, механизм гарантирования обратного выкупа, а также премирование экспортёров за осуществление экспортных поставок за пределы ЕАЭС.
Добавим, что в 2017 году максимально возможный подъём цен на отечественную сельхозтехнику будет установлен на уровне 4,5%.
Микроклимат в помещении в период испытаний соответствовал зоотехническим требованиям. Вода подавалась в поилку по проточной системе под давлением 2,5 бар. Пропускная способность клапанного механизма поилки составила 39-40 дм3/мин. Разбрызгивание воды при работе клапанного механизма и другие виды потерь воды в поилке при проведении лабораторных испытаний отсутствовали.
По результатам зоотехнической оценки установлено, что поилка групповая ПГ ТС -11 соответствует основным зоотехническим требованиям. За время работы отказов по работе поилки не выявлено. Поилка легко промывается и очищается от загрязнения остатками корма, заносимыми в них животными.
При оценке безопасности конструкции поилки ПГ СТ-11, отклонений от требований системы стандартов безопасности труда не выявлено.
По результатам испытаний, ФГБУ «Поволжская МИС» рекомендует сохранить серийное производство поилки групповой для крупного рогатого скота ПГ ТС-11.
Зав.лабораторией испытаний
ФГБУ «Поволжская МИС»
В.П. Надеев
На Поволжской МИС завершены испытания сеялки С-6ПМ2 производства АО «Радиозавод» (г. Пенза). Сеялка С-6ПМ2 предназначена для посева зерновых культур, среднесеменных бобовых (гороха, люпина и других), крестоцветных (рапса, редьки масличной), клевера, тимофеевки, люцерны и других семян трав с одновременным внесением гранулированных минеральных удобрений. Сеялка С-6ПМ2 полуприцепная, агрегатируется с тракторами кл. 1,4-2 и имеет бункер с двумя отсеками: на 1800 л. для семян и на 500 л. для удобрений. Сеялка оборудована двухдисковыми сошниками на параллелограммной подвеске расположенных в два ряда, которые регулируются по глубине высева прикатывающими катками. Сзади сошников установлены подпружиненные пальцы, которые разбивают комки и выравнивают почву после посева, создавая равномерный слой над семенами.
В передней части сеялки на прицепной снице крепится ценробежный вентилятор с приводом от вала отбора мощности трактора 540 об\мин, для обеспечения воздушного потока и транспортировки семян и удобрений от двух зерновых и одного тукового дозаторов к распределителям и далее к сошникам. Привод высевающих аппаратов – цепной, от левого опорно-приводного колеса, включается и отключается на поворотах соответственно при опускании и подъеме сеялки с помощью гидравлической системы механизатором из кабины трактора.
Испытания сеялки проведены в агрегате с трактором Беларус МТЗ-82.1 при посеве горчицы на глубину 3 см. При этом количество семян, заделанных в слое средней фактической глубины и двух соседних односантиметровых слоях составило 96,0%, что соответствует нормативу - не менее 80%. При этом рабочая скорость агрегата составила 8,7 км/ч, производительность за 1 час основного времени получена равной 5,22 га/ч, а удельный расход топлива за время сменной работы 3,3 кг/га.
Испытанная сеялка надёжна в работе. За период испытаний в объеме 120 часов основной работы отказов не выявлено. Коэффициент готовности сеялки равен 1,0. Несоответствий требованиям системы стандартов безопасности труда не выявлено.
ФГБУ «Поволжская МИС» рекомендует сохранить серийное производство сеялки С-6ПМ2.
Ведущий инженер
ФГБУ «Поволжская МИС»
Погодин В.Н.
Согласно техническому регламенту применительно к минеральным удобрениям опасными факторами являются: пожаро- и взрывоопасность, окисляющие и коррозионные свойства, радиоактивная опасность, влияние на экосистему и опасность для человека.
Применение этого документа обеспечит снижение технических барьеров в торговле, свободное перемещение в Союзе минеральных удобрений.
Члены Совета ЕЭК с учетом интересов производителей и потребителей сельскохозяйственной техники приняли также решение о внесении изменений в техрегламент ЕАЭС «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним». С момента вступления этого решения в силу в Союзе продолжит действовать прежний уровень требований к выбросам вредных веществ. Это позволит производителям и потребителям тракторов избежать дополнительных значительных издержек.
По результатам испытаний производительность всего технологического процесса за время основной работы получена равной 5,49 т/ч. Удельный расход топлива составил 1,1 кг/т.
Показатели качества выполнения технологического процесса определялись при рабочей норме раздачи корма 21,1 кг/пог.м.
Неравномерность раздачи корма составила 15,6%, неравномерность смешивания 18,5%, что соответствует зоотехническим нормам и требованиям ТУ (не более 20% и по раздаче и по смешиванию).
Потери корма при смешивании составили 3,2%, а при раздаче 1,5%, что удовлетворяет требованиям ТУ, (не более 5,0% и не более 2,0% соответственно). Остаток корма в бункере после раздачи в пределах норматива, полнота выгрузки составляет 98,7%.
За период испытаний в объёме 300 часов отказы не выявлены. Коэффициент готовности кормораздатчика-смесителя равен 1,0.
Конструкция машины соответствует требованиям системы стандартов безопасности труда. Безопасность при эксплуатации смесителя-раздатчика обеспечена в полной мере.
По результатам испытаний, Поволжская МИС рекомендовала сохранить серийный выпуск смесителя-раздатчика кормов СРК-6В «Хозяин».
Ведущий инженер
ФГБУ «Поволжская МИС»
Каплин С.Н.
Руководитель департамента федерального Минсельхоза отметил, что потенциал станции позволяет проводить гораздо больше испытаний, чем их проводится в настоящее время. Для этого Поволжская МИС имеет необходимый высококвалифицированный кадровый потенциал, а также приборное и методическое обеспечение. Самарский регион претендует на позиции ключевого региона по производству современной сельскохозяйственной техники, и это обстоятельство должно обеспечить необходимую загрузку Поволжской МИС. Однако, Петр Александрович отметил, что потенциал Поволжской МИС позволяет не только проводить испытания техники и давать рекомендации по ее доработке, но и вести работу по адаптации инновационных технологий и высокоэффективной техники, а также по их массовому распространению, ускоренному внедрению и передаче профессиональных навыков их эффективного использования. Эта работа не только позволит повысить эффективность сельскохозяйственной отрасли всего ПФО, но и позволит существенно повысить финансовые показатели самой Поволжской МИС.
Таким образом, де-факто именно от нефтебаз зависит конечное качество бензина, но де-юре они не отвечают за безопасность выпускаемой на рынок продукции.
Контролеры приходят на АЗС, устанавливают факт нарушения, штрафуют владельца заправки, но дальше дело не идет - на нефтебазе говорят, что получили топливо с НПЗ с нормальными документами и просто его хранили. А на заводе проверка арбитражных образцов показывает, что все в норме. Получается замкнутый круг, и как возникли 200 тонн гремучей смеси, установить не удается.
Нефтебазы и сотрудничающие с ними мини-НПЗ при такой схеме имеют высокую маржу. А автовладельцы платят за это из своего кармана. Выявляемые нарушения на заправках в основном касаются физико-химических свойств - массовой доли серы и температуры вспышки топлива в закрытом тигле. Такие бензин и дизтопливо сокращают ресурс двигателя, кроме того, они опасны для окружающей среды.
Поэтому Росстандарт предлагает внести поправки в техрегламент по топливу, которые обяжут не только НПЗ, но и нефтебазы проводить испытания в аккредитованной лаборатории с внесением информации об этом в паспорт качества. Это должно минимизировать спрос нефтебаз на паленое топливо.
Поправки в техрегламент по топливу были одобрены профильной подкомиссией по техническому регулированию, которую возглавляет глава Минпромторга Денис Мантуров. Чтобы они вступили в силу, их должно одобрить правительство, затем потребуется согласование с другими странами Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией.
На потребительских ценах новое регулирование не должно отразиться, следует из расчетов Росстандарта. Стоимость лабораторного исследования пробы из 700-тонного резервуара составляет около 20 тысяч рублей, что в пересчете на 1 литр бензина составляет около 3 копеек.
В России более 2000 нефтебаз. Разумеется, кого-то из них необходимость подтверждать качество реализуемого топлива не остановит: на рынке оценки соответствия по-прежнему можно просто купить все необходимые бумаги. Но теперь появляется риск попасться и заплатить крупный штраф, а у владельцев сетей АЗС возникает стимул более ответственно подходить к выбору поставщиков.
Сейчас второй круг межведомственного согласования проходят поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, устанавливающие оборотные штрафы для всех участников цепочки оборота моторного топлива за несоответствие физико-химических характеристик. При повторном нарушении последует административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Поправки об этом были представлены еще весной и предполагали штрафы в размере от 10 до 15 процентов с оборота. Законопроект получил тогда отрицательное заключение Минэкономразвития, которое посчитало ужесточение административной ответственности неэффективным, а проектируемые штрафы чрезмерными - в зависимости от оборота АЗС они могли бы составить до 200 миллионов рублей, что сопоставимо с годовой чистой прибылью компании, владеющей сетью из 10 АЗС.
Теперь размеры штрафа решено снизить до 1 процента от годовой выручки предприятия. Но штраф не должен быть меньше 500 тысяч рублей. Сейчас применяемый размер штрафов варьируется от 100 тысяч до миллиона рублей.
Штраф возьмут с оборота
Алексей Абрамов, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии:
"Мы проработали вопрос об оборотных штрафах с предпринимательским сообществом, нам предъявили конкретные расчеты результативности АЗС, причем в разрезе разных населенных пунктов, регионов с разной плотностью населения. И мы согласились на существенное снижение штрафа, но посчитали, что все же гораздо эффективнее устанавливать его с оборота, а не в твердой сумме. В уголовном законодательстве уже применяются достаточно высокие штрафы, которые делают экономически нецелесообразными определенные виды преступлений. То же самое необходимо использовать в административной практике. Оборотные штрафы, на мой взгляд, - достаточно универсальный инструмент, в перспективе они могут применяться и в других секторах, где велика доля контрафактной продукции, не только на рынке моторного топлива. Конечно, с точки зрения ведения бизнеса кажется, что это увеличение нагрузки. Но, когда речь идет о бизнесе, который сознательно идет на нарушения, мы не можем считаться с такими незаконными интересами. Поправки могут быть внесены при принятии нового Кодекса РФ об административных правонарушениях, хотя, возможно, успеем их внести в действующий кодекс".