5-6 сентября на базе Поволжской МИС пройдёт XVI Поволжская Агропромышленная выставка - 2014. По этому поводу 1 августа министр сельского хозяйства и продовольствия Самарской области В.В. Альтергот и оргкомитет выставки провели рабочее совещание с представителями муниципальных районов губернии.
В Поволжской агропромышленной выставке примут участие представители федеральных структур, региональных органов АПК и республик Приволжского федерального округа, предприятий и организаций АПК Самарской области. Среди них фермерские хозяйства и кооперативы, научно-исследовательские и образовательные учреждения, российские и зарубежные производители сельскохозяйственной техники, удобрений, комбикормов, средств защиты растений, инвестиционные и страховые компании, крупные сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия и агропромышленные холдинги.
Муниципальные районы региона на «сельской улице» представят свои экспозиции.
Участников и гостей форума ожидает насыщенная культурная программа. На главной сцене выступят профессиональные артисты, а также лучшие коллективы художественной самодеятельности муниципальных районов Самарской области.
Традиционно во время проведения выставки будет работать продовольственная сельскохозяйственная ярмарка.
Директор Поволжской МИС Вадим Пронин принял участие в работе всероссийского семинар-совещания работников органов Гостехнадзора субъектов РФ, посвященного применению современных технологий в работе инспекции Гостехнадзора и изменению нормативно-правового регулирования.
Семинар, в котором принимали участие около 150 человек, начал свою работу с пленарного заседания в конференции-зале гостиничного комплекса «Россия» под председательством Начальник отдела технической политики и Гостехнадзора министерства сельского хозяйства РФ Александра Севастьянова.
Одним из основных вопросов, обсуждаемых на встрече, стало применение информационных технологий в сегодняшней деятельности Гостехнадзора. С этой точки зрения, Самарская губерния лидирует среди регионов РФ. Работы по созданию информационной системы «Надзор-2», которая работает в самарской инспекции Гостехнадзора, начались еще в 1995 году. В прошлом году эта система стала лучшей в России и выиграла золотую медаль в конкурсе проектов в сфере региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT», который прошел в Сыктывкаре под эгидой экспертного центра электронного государства РФ.
По сей день, инспекция является одним из лидеров по информатизации среди государственных структур и ведомств Самарской области. Все 87 сотрудников регионального Гостехнадзора имеют электронную цифровую подпись, которая позволяет им работать с порталом госуслуг и системой межведомственного взаимодействия.
«Применение информационных технологий в сфере деятельности органов Гостехнадзора крайне важно, - сказал врио заместителя председателя правительства Самарской области - руководитель департамента информационных технологий и связи Станислав Казарин, выступая на открытии семинара-совещания. - Это позволяет нам совершенствовать систему управления страной и повышает качество и надежность этой системы».
Начальник отдела технической политики и Гостехнадзора министерства сельского хозяйства РФ Александр Севастьянов также подчеркнул роль современных технологий в совершенствовании работы органов государственной власти. В своем выступлении он еще подробно рассказал о существенных изменениях в законодательстве, касающихся деятельности Гостехнадзора, и взаимодействии с органами МВД и Минздрава.
Врио заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Юрий Григоревский отметил значимость роли Гостехнадзора в масштабном техническом перевооружении села, которое находится на постоянном контроле у главы региона Николая Меркушкина.
Директор Поволжской государственной зональной машиноиспытательной станции Вадим Пронин в своем выступлении обратил внимание участников на большой опыт испытателей в сфере оценки технических и технологических параметров сельскохозяйственной техники в реальных условиях эксплуатации. Объективная независимая информация на основании результатов испытаний является фундаментом планирования и контроля эффективности технической и технологической модернизации российского сельского хозяйства. О ценности испытаний, также свидетельствует то, что на совещании в Ростове по технической модернизации сельского хозяйства два главных выступающих Министр сельского хозяйства РФ Н.В. Федоров и Министр промышленности и торговли РФ Д.В. Мантуров в основной части своих докладов касающихся технического уровня механизации ссылались на данные испытаний. Для того, чтобы данные испытаний и обследований сельскохозяйственной техники были гораздо богаче и достоверней, Вадим Пронин предложил более тесное сотрудничество испытателей с органами Гостехнадзора, и пригласил принять участие в запланированных Правительством России в 2015 году сравнительных испытаниях.
Кроме этого в рамках семинара прозвучали многочисленные доклады и выступления других участников. В рамках второго дня совещание переместилось в Ставропольский район, Жигулевск и Тольятти, где участники мероприятия посмотрели систему «Надзор-2» в действии, а также посетили учебный центр АВТОВАЗа. В третий день состоялся визит на завод «Балтика»
Совещание открыл исполняющий обязанности заместителя председателя Правительства – министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Михаил Григорьевич Маслов. В своем выступлении он сообщил присутствующим о большом внимании и поддержке со стороны Губернатора и Правительства Оренбургской области. Благодаря принятию и реализации постановления Правительства Оренбургской области от 11.03.2013 № 182-п «Об утверждении порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники» удалось значительно обновить парк зерноуборочных комбайнов. В текущем году введена еще одна новая форма господдержки – принято и действует постановление Правительства Оренбургской области от 16.05.2014 № 321-п «О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат на развитие молочного скотоводства», предусматривающее выделение средств областного бюджета на возмещение 50 процентов затрат на приобретение техники и оборудования для заготовки и приготовления кормов.
О результатах внедрения газомоторного топлива в СПК (колхоз) «Красногорский» Саракташского района Оренбургской области и опыте эксплуатации техники, переоборудованной на компримированный природный газ рассказал главный инженер СПК (колхоз) «Красногорский» Самигула Тюлегенович Абызбаев. Он отметил, что еще существуют большие трудности в доставке газомоторного топлива из-за слабой развитости сети газозаправочных станций. И этому вопросу необходимо уделить первоочередное внимание.
Специалисты ФГБУ «Поволжская МИС» представили уникальную методику экономической оценки сельскохозяйственных машин и технологий, а также результаты испытаний тракторов и зерноуборочных комбайнов, ответив на вопросы аграриев по поводу главных критериев выбора этой техники. Также, заведующий лабораторией испытаний тракторов и ТСМ ФГБУ «Поволжская МИС» Виктор Анатольевич Михайлов обратил внимание участников на то, что по результатам многолетних испытаний различных видов топливных систем и газопитающего оборудования, перспективным направлением является применение СЖИЖЕННОГО газа. Главное преимущество сжиженного газа, это маленький вес резервуаров и гораздо меньшее давление хранения. Уже разработаны и испытаны на Поволжской МИС комплекты необходимого оборудования, а также созданы и выпускаются мобильные газозаправщики. Но по-прежнему остается не проработанным до конца вопрос о развитии сети газозаправочных станций и постановке на серийное производство тракторной энергетики для работы на газомоторном топливе.
Участники совещания, большинство которых составляли делегаты от региональных министерств сельского хозяйства проявили высокую заинтересованность в информации по результатам испытаний. Получив ответы на многие свои вопросы, участники дали высокую оценку независимой экспертной информации представленной специалистами Поволжской МИС.
27 июня 2014 г. в ФГБУ «Поволжская МИС» состоялся областной семинар «Современные тенденции сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники» с практическим обучением. Он собрал представителей министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, ГБУ «Самара – АРИС», главных инженеров управлений сельского хозяйства муниципальных районов и сельскохозяйственных организаций, глав крестьянско-фермерских хозяйств, студентов инженерного факультета Самарской ГСХА и сельскохозяйственных техникумов, руководителей предприятий по производству и реализации сельхозтехники.
Открыл работу семинара руководитель управления технической политики министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Геннадий Чугунов. Он рассказал о современных тенденциях технической и технологической модернизации агропромышленного комплекса Самарской области, а также сделал акцент на размерах господдержки приобретения техники сельскохозяйственными производителями региона в 2014 году.
Директор Поволжской МИС Вадим Пронин, приветствуя участников областного семинара, обратил внимание на ценность информации, которую получают испытатели при проведении различных видов оценок и испытаний техники в реальных условиях эксплуатации. Именно на испытания ссылались в своих докладах Министр сельского хозяйства РФ Федоров Н.В. и Министр промышленности и торговли РФ Мантуров Д.В. 11 марта 2014 г. на совещании с Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым в Ростове-на-Дону. Поэтому, на основании своего опыта, мы готовы помочь специалистам АПК правильно подобрать, эффективно эксплуатировать и правильно обслуживать все виды техники, прошедшие испытания на МИС.
Также, специалистами МИС были представлены доклады: «Результаты сравнительных испытаний современных тракторов мощностью 300-340 лс» и «Эксплуатационно-экономические свойства современных зерноуборочных комбайнов по результатам сравнительных испытаний. Виктор Михайлов – заведующий лабораторией испытаний тракторов и ТСМ ФГБУ «Поволжская МИС», представил сравнительные результаты испытаний тракторов класса 5: Джон Дир, Беларус, Нью Холланд и Террион, их достоинства и недостатки на которые следует обращать внимание при их выборе, эксплуатации и последующем техническом облуживании. Юрий Добрынин – заведующий лабораторией испытаний зерно-кормоуборочной, оросительной техники и внедрения новых технологий ФГБУ «Поволжская МИС», представил конструктивные схемы молотильных устройств современных зерноуборочных комбайнов, дал оценку их производительности, и привел методику выбора наиболее эффективного режима их эксплуатации.
Кроме этого, участники мероприятия рассмотрели вопросы организации, технологического и кадрового обеспечения техобслуживания тракторов, говорили о роли диагностики в системе сервиса машин и качестве топливо-смазочных материалов и их влиянии на техническое состояние машин.
В завершении семинара, участникам был продемонстрирован мобильный пункт для сервисного обслуживания сложной сельскохозяйственной техники в полевых условиях, разработанный специалистами Самарской ГСХА.
12 мая полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Михаилом Бабичем подписано распоряжение «О проведении «Приволжского дня поля – 2014». Местом проведения Приволжского дня поля – 2014 стала Оренбургская область.
Данное мероприятие проводится в целях повышения инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса регионов Приволжского федерального округа, совершенствования реализуемой аграрной политики, а также распространения передовой практики инновационного развития аграрного сектора экономики.
В рамках «Приволжского дня поля – 2014» планируется проведение пленарного заседания Международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие мясного скотоводства», заседания экспертного Совета по развитию агропромышленного комплекса в Приволжском федеральном округе, тема - «Проблемы подготовки и трудоустройства кадров в АПК». Также в программе - осмотр выставки сельскохозяйственной техники и оборудования, достижений в области животноводства, растениеводства, а также образцов продукции, производимой на территории регионов Приволжского федерального округа, посещение производственных объектов и многое другое.
Мероприятие пройдет 10-11 июля 2014 года.
Повестка дня заседания технической рабочей группы
по актуализации тракторных Кодов ОЭСР
Основополагающие документы |
||||
Среда 4 июня 2014 |
||||
1 |
9:30 |
Вступительное слово Принимающая страна Председатель Секретариат ОЭСР |
||
2 |
9:35 |
Научно-исследовательские центры ОЭСР Подготовлено и представлено Председателем совместно с Секретариатом.
|
TAD/CA/T/WD(2014)1 Для обсуждения и информации |
|
Защитные конструкции (КОДЫ 3,4,6,7,8,9,10) |
||||
3 |
10:20 |
Рабочая подгруппа (SWG) от температурных воздействий на FOPS производительность Дания представила обновленный доклад
|
TAD / CA / T / WD (2014) 2 Для обсуждения и рекомендация
|
|
4 |
11:35 |
Вибрации Италия (Treviglio) и Координационный центр представили обновленный отчет для обсуждения с испытательными станциями
|
TAD / CA/T/WD (2014) 3 Для обсуждения и рекомендаций
|
|
ШУМ (код 5) |
||||
5 |
14:00 |
Рабочая подгруппа (SWG), по улучшению кода 5 Франция (Руководитель) представила обзор возможных проблем о необходимости пересмотра кода 5
|
TAD / CA /T /WD (2014) 4 Для обсуждения и рекомендаций |
|
Производительность (код 2) |
||||
6 |
14:45 |
Демонстрация испарительной системы охлаждения Турция продемонстрировала испарительную систему охлаждения
|
Для получения дополнительной информации и обсуждения |
|
7 |
16:00 |
Обзор определений "Трактор" Секретариат представил обновленную информацию о проекте вопросника о потенциальных новых темах, которые могут быть исследованы.
|
TAD / CA / T / WD (2014) 5 Для получения дополнительной информации и обсуждение |
|
8 |
16:30 |
Энергоэффективность Турция представила документ для информации и обсуждения. |
TAD / CA / T / WD (2014) 6 Для получения дополнительной информации и обсуждение |
|
Защитные конструкции |
||||
9 |
17: 00 |
Автоматические складные ROPS. Франция и Испания представили предварительный обзор автоматических систем – складные ROPS. |
TAD / CA / T / WD (2014) 7 Для получения дополнительной информации и обсуждение |
|
18:00 |
Закрытие сессии |
Основополагающие документы |
||||
Четверг 5 июня 2014 |
||||
Защитные конструкции |
||||
10 |
9:30 |
Рабочая подгруппа (SWG) по задней складной конструкции ROPS Это предложение подготовлено Францией. США также предоставило предложения |
TAD / CA / T / WD (2014) 8 Для обсуждения и рекомендация
|
|
11 |
11:35 |
Не сплошное опрокидывание по коду 6 Это предложение представлено Италией (Болонья) |
TAD / CA / T / WD (2014) 9 Для обсуждения и рекомендация
|
|
12 |
14:00 |
Высоко-клиренсные тракторы Это предложение представлено Францией
|
TAD / CA / T / WD (2014) 10 Для обсуждения и рекомендация
|
|
13 |
14:50 |
Системы фильтрации кабины Европейская комиссия представила обновленную информацию о законодательстве по системам фильтрации кабины на уровне ЕС.
|
Для получения информации |
|
Производительность (код 2) |
||||
14 |
16:00 |
Улучшения кода 2 Это предложение представлено США
|
TAD / CA / T / WD (2014) 11 Для получения дополнительной информации и обсуждение
|
|
15 |
17:00 |
Координационный центр ОЭСР - CC (Carlo Carnevali), представил обновленную информацию об утверждении отчетов испытаний и примет любые актуальные вопросы в отношении представленных документов из испытательных станций. |
Для получения дополнительной информации и обсуждение
|
|
16 |
17:50 |
Разное: Логистика TWG встречи в ноябре - Италия Экран Тракторного Ежегодного собрания 2015 Прочие
|
Устный доклад Для получения дополнительной информации и обсуждение
|
|
18:00 |
Закрытие сессии |
Результаты обсуждения вопросов повестки дня
Заседание технической рабочей группы по актуализации тракторных Кодов ОЭСР открыл председатель профессор Hasan Silleli (Турция).Ранее на Ежегодном собрании (АМ) по тракторным кодам ОЭСР в Париже в феврале 2014 года, были определены несколько вопросов, которые потенциально могут помешать или снизить возможности кодов (cстандартов и процедур) для соответствия с будущим тенденциями и проблемами. Один из них институциональная память организации. Часто активность испытательной станции зависит от авторитета одного или группы экспертов. И потеря этих специалистов может являться критичной для испытательного центра. В связи с этим необходимо создать механизм, который бы способствовал сохранению того же качества испытаний и исследований. С этой целью было предложено использовать потенциал всех испытательных станций ОЭСР.
Кроме того, нынешняя структура технических рабочих групп исключает глубокие исследования и анализ результатов испытаний, технических требований и методик проведения самих испытаний. Вся работа ведется на добровольной основе и с небольшой или никакой финансовой поддержкой, поэтому было предложено, – создать более структурированный и хорошо финансируемый научно-исследовательский центр. Который должен будет работать параллельно с Технической рабочей группой, и будет служить опорой испытательной и исследовательской деятельности организацией в рамках ОЭСР.
Это предложение уже обсуждалось на предыдущей рабочей группе и на ежегодном собрании [TAD / CA / T / M (2013) 2, TAD / CA / T / M (2013) 3] и 2013, 2014 [TAD / CA / T / M (2013) 1, TAD / CA / T / M (2014) 1], но решения не были достигнуты. Разногласия вызвали возможность дублирования функций, финансирование центра, определение руководящего и количественного состава, утверждение тематики исследований и испытаний. Продолжительные дискуссии по этому поводу не привели к окончательному варианту, и было решено продолжить их на предстоящих заседаниях рабочей группы и ежегодного собрания в 2015 году.
Из многочисленных предложений от делегаций разных стран было принято следующее.
Создать Бюро, которое в сотрудничестве Секретариатом и испытательными станциями, на Ежегодном Собрании (АМ) каждый год будет определять приоритетные темы исследований или мероприятий, которым необходимо внешнее финансирование (работа за пределами согласованной АМ программы). Эти мероприятия не должны пересекаться с текущей работой по Тракторными кодами ОЭСР, Технической рабочей группы и должны дополнять любую деятельность, разработанную или находящуюся в разработке рабочих групп технической поддержки.
Бюро будет работать в трех направлениях:
- Взаимодействие с финансирующими организациями в целях обеспечения того, чтобы будущие исследования включали темы актуальные для стран-членов тракторных кодов (например, безопасность оператора).
- Взаимодействовать с конкретным спонсором, для получения достаточной финансовой поддержки для специальных проектов.
- Поощрять тесное сотрудничество среди испытательных станций и осуществлять поиск необходимого финансирования для поддержки совместных мероприятий.
- Организовывать обмен сотрудниками между испытательными станциями, координации совместных научно-исследовательских проектов с участием нескольких испытательных станций и создания сети испытательных станций, способной предложить перспективы для новых потенциальных стран-членов.
Доклад составлен на основе документов, отправленных в следующих странах: Австрия, Китай, Чехия, Германия, Индия, Италия, Япония, Корея, Испания, Швейцария, Турция, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты Америки. (См. отчет В.Пронина Ежегодное собрание (конференция) 2014 года.
Все опрошенные страны признали важность энергетической эффективности и, как правило, поощряют это либо путем их регулирования или стимулирования / субсидии в целях содействия использованию и разработке более энергоэффективного оборудования во всех отраслях экономики, включая сельское хозяйство. Большинство стран контролируют ограничения выбросов и правила, применяемые для транспортных средств и промышленности. Немногие страны расширяют выбросы и энергетическое законодательство в сельском хозяйстве. Только Китай, Корея и Испания и Турция имеют официальную регламенты по ранжированию самоходной техники в зависимости от энергетической эффективности.
Законодательство.
Из анкет видно, что есть огромный массив технологий используемых или разрабатываемых странами-членами Тракторных кодов ОЭСР. Тем не менее, наиболее распространенные технологии, используемые в настоящее время системы селективного каталитического восстановления (SCR) и системы дизельных сажевых фильтров (DPF).
Дополнительный вывод, что точное количество тракторов в использовании в странах-членах довольно трудно оценить. Официальная статистика варьируется от страны к стране, и не все тракторы зарегистрированы по одинаковой статистической методике. В большинстве случаев данные относятся к официальным данным, а не к фактическими.
В свете вышеизложенных выводов, Секретариат предложил приступить к анализу ключевых вопросов, которые страны-члены считают, требуют более глубокого анализа и представить новый доклад на следующим АМ.
Еще одной темой для обсуждения является однозначное определение термина «трактор». В настоящий момент нет универсального определения понятия «трактор», но еще хуже, что по этой причине отсутствует достоверная статистика о количестве тракторов находящихся в использовании в странах-членах.
Ниже приводится краткий обзор определений "Трактор", используемых различными международными организациями.
OECD: ТРАКТОР – Механическое средство, предназначенное исключительно или в основном для сельскохозяйственного назначения и не разрешенное на дорогах общественного пользования.
OECD Tractor Codes: ТРАКТОР – Самоходное колесное транспортное средство, имеющее по меньшей мере два моста, или гусениц, предназначен для выполнения следующих операций, в первую очередь для сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения: тянуть прицепы; нести, тянуть или двигать сельскохозяйственные и лесные орудия или и, где необходимо, источником привода стационарных машин.
FAO: ТРАКТОР – Как правило, относят тракторы колесного или гусеничного типа (за исключением садовых тракторов), используемые в сельском хозяйстве.
EC:ТРАКТОР – Сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы определяется как любое движущее транспортное средство, оснащенное колесами или гусеницами, имеющие по меньшей мере две оси, главным функция которого заключается в его тяговом усилии и который специально предназначен для буксировки, перевозки или привода определенных инструментов, техники и трейлеров и предназначен для сельскохозяйственного или лесного использования. Это может быть оборудованное для перевозки грузов и пассажиров.
ISO – 12934-1: ТРАКТОР – Самоходная машина имеющая по меньшей мере две оси с колесами, или бесконечными гусеницами, специально разработанные тянуть сельскохозяйственной прицепы и тянуть, толкать, нести и работать на сельскохозяйственных работах (в том числе лесных работах), которые могут быть снабжены съемными платформами. ПРИМЕЧАНИЕ: сельскохозяйственная машина имеет максимальную рабочую скорость не менее 6 км/ч и может быть оснащен одним или несколькими местами.
UNECE: "Трактор" означает любое механическое транспортное средство, либо колесное или гусеничное, которое имеет по меньшей мере, две оси, функция существенно зависит от его тягового усилия и который специально предназначенное для буксировки, толкания, перевозки или приведения определенных приспособлений, машин или прицепов, и предназначен для использования в сельском хозяйстве или лесном хозяйстве. Такой трактор может быть приспособлен для перевозки грузов и обслуживающего персонала.
ТР ТС 031/2012 «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним»:
"Трактор" - колесное или гусеничное механическое транспортное средство, имеющее не менее двух осей и максимальную скорость не менее 6 км/ч, использующее преимущественно тяговое усилие и предназначенное в основном для буксирования, толкания, транспортирования или приведения в действие рабочего оборудования, применяемое в сельском или лесном хозяйстве;
Хотя эти определения похожи, есть тонкие различия, которые могут привести к различным классификациям тракторов. Одним из примеров является включение пассажиров в определении тракторов (... может быть оборудован для перевозки грузов и пассажиров). В том числе слово «пассажиров» расширяет сферу машин, которые могут быть классифицированы как тракторы. Определения, применяемые на национальном уровне также могут отличаться. Секретариату предложено распространить краткий вопросник для анализа степени этих расхождений и впоследствии предложить единое согласованное определение, которое должно быть использовано во всех странах-членах тракторных Кодов ОЭСР.
Уровень механизации сельского хозяйства был определен как вторая приоритетная тема. Хотя механизация сельского хозяйства является ключевым направлением в ряде стран (в частности, в развивающихся), ОЭСР не хватает исследований, которые помогают четко выделить сектора обеспечивающие продовольственную безопасность. Экономическими параметрами эти сектора определить не возможно. Требуются исследования эффективности технической модернизации, определение реальных способов оптимизации погектарных расходов на эксплуатацию сельскохозяйственной техники.
Секретариатом предложено подготовить исследования с целью количественной оценки средних доходов от механизации сельского хозяйства, уделяя особое внимание самоходной сельскохозяйственной технике. Здесь же должны быть приняты во внимание аспекты безопасности и соответствия тракторов и сельхозтехники заявленным техническим характеристикам и общим техническим требованиям.
Секретариат должен собрать как можно больше информации, хотя в некоторых случаях может возникнуть необходимость обращения к национальным органам власти с просьбой представить соответствующие данные.
Первый этап исследования представит обновленный обзор уровня механизации сельского хозяйства по всему миру, а также о пахотных землях и ее распределении.
Второй этап позволит количественно оценить преимущества механизации с точки зрения увеличения объема сельскохозяйственного производства за счет внедрения тракторов и современной сельхозтехники.
Третий этап позволит выработать рекомендации по вопросам политики о путях совершенствования сельскохозяйственного производства через эффективную механизацию сельскохозяйственного сектора.
Ключевую роль в оптимизации эксплуатационных расходов сельскохозяйственной техники играет ее энергоэффективность.
Здесь особое место занимают тракторы, как самые большие потребители топлива. Генерация энергии происходит из топлива, введенного в двигатель трактора. Из этой энергии, тракторы обеспечивают отдачу - тяговое усилие, крутящий момент вала отбора мощности (ВОМ) и гидравлическую мощность. Таким образом, энергетическая эффективность трактора является одним из наиболее важных факторов, влияющих на ход энергосбережения и сокращения выбросов для механизации сельского хозяйства.
С этой целью некоторые страны вводят понятие «индекс энергоэффективности» (EEI) и рассчитывают его количественное значение по оригинальным методикам. В частности, Турция, Корея и Испания предпочитают использовать код 2 ОЭСР, классифицируя тракторы по их энергоэффективности.
В Китае, Главное управление по надзору за качеством и карантину выпустило в 2012 году стандарт GB 28239-2012 "Нормы и методы измерения удельного расхода топлива и удельного расхода масла для дизельных двигателей тракторов". Этот стандарт вступил в силу в 2013 году, по которому все тракторные двигатели должны соответствовать его требованиям.
В Австрии, правительство организует учебные курсы для фермеров в целях сокращения потребления энергии и выбросов тракторами. Правительство предоставляет фермерам советы по покупке энергоэффективных тракторов.
С одной стороны, это помогает потенциальным покупателям оценить мощность тракторов, которые лучше соответствуют их потребностям, предлогать тракторы с низким расходом топлива, обращать внимание на тип коробки передач и т.д. С другой стороны, они также дают совет – как эффективно использовать трактор. Например, правильное давление в шинах, оптимизация балласта трактора, и адаптация мощности трактора в зависимости от агрегатируемой машины.
Индия представляет фермерам рекомендации, в частности о том, как уменьшать потребление дизельного топлива при использовании трактора, и рекомендует использовать и приобретать энергосберегающее оборудование.
В дальнейшем, этот индекс используется для расчетов размеров субсидий на приобретение и эксплуатацию энергетики.
Турецкий испытательный центр TAMTEST по испытаниям сельскохозяйственных орудий и машин
Испытательный центр по сельскохозяйственному оборудованию и машинам (TAMTEST) была основана в 1962 году как орган НИИ сельского хозяйства. С 1987 года это управление работает напрямую с Министерством сельского хозяйства. Штат сотрудников насчитывает 80 опытных специалистов.TAMTEST является публичной организацией, деятельность которой направлена на устойчивое развитие сельскохозяйственной техники и оборудования.
Одной из основных задач, поставленных при посещении испытательного центра TAMTEST являлось ознакомление с материально-технической базой испытательного центра в аспекте оснащенности средствами измерений и испытательным оборудованием для испытаний сельскохозяйственных тракторов и их компонентов, а так же с организацией инфраструктуры, обеспечивающей работу средств измерений и испытательного оборудования при проведении испытаний.
В силу жесткого графика мероприятий, основное внимание было уделено организации тяговых испытаний тракторов, испытаний тракторов через вал отбора мощности (ВОМ) и испытаний устройств защиты при опрокидывании тракторов.
Следует отметить, что для организации трека для тяговых испытаний по подобной схеме необходимо также учитывать требования безопасности и условий труда для сотрудников, не принимающих участие в тяговых испытаниях, например агрегатирование испытываемого трактора и поглотителя тяговой мощности (имитатора тягового усилия) посредством жесткой сцепки (в настоящее время в Российских МИС применяется, как правило, гибкая сцепка), повышение звукоизоляции зданий и сооружений для обеспечения шумового комфорта сотрудников испытательного центра, организация схем и правил движения и перемещения машин и сотрудников по территории испытательного центра, установка автоматизированных систем информации и сигнализации о нахождении посторонних объектов на испытательном треке и пр.
Имитаторы тяговой загрузки изготовлены на базе грузовых автомобилей, поглотители мощности вихретокового типа с воздушным охлаждением ротора. Данная схема, в силу простоты, относительно малой стоимости и высокой надежности конструкции, оптимальна для проведения тяговых испытаний на асфальто-бетонном треке тракторов малой и средней мощности, поскольку обеспечивает необходимый диапазон регулирования тягового усилия в течение непродолжительного интервала времени. Однако, по Российским стандартам, тяговые испытания тракторов проводятся также и на почвенных фонах, что, в силу ряда существенных особенностей, делает подобную схему малоэффективной, а иногда и неприемлемой. Для проведения тяговых испытаний тракторов на почвенных фонах является схема при которой имитатор тяговой загрузки изготовлен на базе трактора с электрическим поглотителем мощности асинхронного типа.
Испытания тракторов через ВОМ.
Испытания устройств защиты при опрокидывании тракторов.
Экономический эффект от подобного подхода при расширении диапазона испытываемых машин до тракторов большой и сверхбольшой мощности по ряду причин сомнителен, но все же требует рассмотрения и детального расчета.
Для сравнительного анализа испытательных организаций России и Турции нами переведен протокол по результатам испытаний «Полевого садового опрыскивателя» (см. приложение).
В результате сравнения установлено, что протокол испытаний турецкого испытательного центра TAMTEST аналогичен протоколу периодических испытаний по сокращенной программе, проводимых в российских МИС. Существенным отличием протокола центра TAMTEST является отсутствие оценки надежности машины и эксплуатационно-технологических показателей, оцененных в условиях полевой эксплуатации. В протоколе центра TAMTEST приводятся фактические данные оценки качества работы рабочих органов, не сопоставляя полученные величины на соответствие требованиям нормативной документации, как это делают российские МИС. При этом в протокол центра TAMTEST, выносится большое количество первичных данных, которые представляются в виде таблиц, графиков и номограмм. Российские МИС отражают в своих протоколах усредненную информацию в целом по машинам, а подробные данные измерений аккумулируют в виде пакета первичных материалов, которые хранятся в архивах МИС и могут быть представлены заказчику по запросу.
Тракторный завод TürkTraktör (Анкара)
В соответствии с планом мероприятий 6 июня состоялась экскурсия на крупнейший в Турции тракторный завод TürkTraktör.Завод TürkTraktör расположен в Анкаре. Его общая площадь насчитывает 257 325 квадратных метров, в том числе 68 613 квадратных метров производственная площадь. Производственная мощность завода составляет 50000 тракторов в год.
В настоящее время TürkTraktör производит 250 основных моделей тракторов и 500 различных комплектующих, такие как двигатели, коробки передач, передние и задние оси. Более 30% своей продукции он экспортирует в более чем 90 странах по всему миру. На TürkTraktör организовано совместное производство тракторов известных мировых брендов New Holland и Case IH. Несмотря на иностранные марки, уровень локализации производства составляет более 80%, что выгодно отличает этот завод от подобных предприятий, размещенных в России.
Завод TürkTraktör оснащен по последнему слову техники, включая окрасочный цех, сборочные линии и лабораторий контроля качества. TürkTraktör проводит исследования и анализ рынка, рассматривает ожидания и требования фермеров во всем мире. Завод старается быть надежным спутником фермера с развитой дилерской сетью и сервисной службой.
Глава делегации от Российской Федерации Директор ФГБУ «Поволжская МИС», к.т.н. |
В. Пронин |
Директор ФГБУ «Кубанская МИС», к.т.н. |
В. Масловский |
Директор ФГБНУ «Росинформагротех», д.т.н. |
В. Федоренко |
Минсельхоз России разработал проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 15 и 17 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» с целью законодательного закрепления проведения испытаний сельскохозяйственной техники и оборудования. Коротко это звучит так: «…оценка соответствия заявленным функциональным характеристикам (потребительским свойствам) сельскохозяйственной техники...».
Законопроектом предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению порядка и системы критериев оценки эффективности сельскохозяйственной техники, отнесение к полномочиям Минсельхоза России проведения и организации работ по определению эффективности сельскохозяйственных машин и оборудования, а также их функциональных характеристик (потребительских свойств). Оценивать сельскохозяйственную технику на соответствие критериям эффективности будут ФГБУ Государственные зональные машиноиспытательные станции, подведомственные Минсельхозу России путем проведения натурных испытаний.
Принятие законопроекта обеспечит доступность информации об эффективности сельскохозяйственных машин и оборудования и их функциональных характеристиках, позволит повысить эффективность использования финансовых средств сельскохозяйственных товаропроизводителей и бюджетных средств, направляемых на их поддержку. Изготовители техники на основе указанной информации смогут совершенствовать конструкцию машин и оборудования под зональные технологические параметры и ориентировать свое производство на конкретные условия использования.
Минсельхоз России планирует совместно с Минпромторгом России организовать проведение на постоянной основе, начиная с 2015 года, сравнительных испытаний сельскохозяйственной техники для получения сведений об ее эффективности в одинаковых условиях эксплуатации. С целью реализации планируемой работы предполагается включить в подпрограмму «Сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность» Государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» мероприятие «Проведение сравнительных испытаний сельскохозяйственных тракторов, машин и оборудования» с выделением бюджетного финансирования. Финансовые средства, полученные машиноиспытательными станциями, будут использованы на их техническое переоснащение.
Правительством РФ уже направлено поручение Минфину, Минсельхозу и Минпромторгу России проработать вопрос о ежегодном выделении Минпромторгу России дополнительных средств из федерального бюджета в целях обеспечения мероприятия «Проведение сравнительных испытаний сельскохозяйственных тракторов, машин и оборудования» подпрограммы «Сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» при подготовке проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Реализация намеченных мероприятий и использование получаемой достоверной информации о качестве рыночного продукта позволят органам управления АПК субъектов Российской Федерации, ОАО «Росагролизинг», ОАО «Россельхозбанк» и другим коммерческим банкам более эффективно использовать средства федерального бюджета
Продолжается информационно-консультационное взаимодействие ФГБУ «Поволжская МИС» с регионами Приволжского федерального округа. 29 мая 2014 г. по приглашению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики специалисты ФГБУ «Поволжская МИС» выступили с докладами по результатам испытаний сельскохозяйственной техники на республиканском семинаре-совещании с руководителями и специалистами сельскохозяйственных организаций по теме «Энергоресурсосбережение в сельскохозяйственном производстве».
Приветственным словом семинар открыл первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики М.М.Ушков. Он подчеркнул остроту и актуальность вопросов энергоресурсосбережения в сельскохозяйственном производстве, а также о необходимости практического исполнения федерального закона №263 ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…».
Специалисты ФГБУ «Поволжская МИС» представили уникальную методику экономической оценки сельскохозяйственных машин и технологий, а также результаты испытаний тракторов и зерноуборочных комбайнов, ответив на вопросы аграриев по поводу главных критериев выбора этой техники. Также, они в своих докладах обратили внимание участников на необходимость предварительной консультации с независимыми экспертами, перед тем как инвестировать в предлагаемые рынком дорогостоящие мероприятия по повышению энергоэффективности производства. Следует выбирать именно те мероприятия, эффективность которых подтверждается результатами испытаний у независимых экспертов.
Участники совещания, получив ответы на многие свои вопросы, дали высокую оценку представленной информации и попросили Минсельхозпрод УР по возможности чаще приглашать специалистов Поволжской МИС на организуемые им совещания. С этой целью между ФГБУ «Поволжская МИС» и Минсельхозпродом Удмуртской Республики подписано двухстороннее соглашение об информационно-консультационном взаимодействии.
Участниками совещания была высоко оценена работа Поволжской МИС и решено продолжать успешно проводимые работы по сравнительным испытаниям сельскохозяйственной техники, организации и проведения на регулярной основе сельскохозяйственных выставок на базе ФГБУ МИС. Учитывая важность и значимость информации получаемой в результате испытаний, поручено проработать вопрос взаимодействия МИС с органами управления АПК субъектов Российской Федерации, ОАО «Росагролизинг», ОАО «Россельхозбанк» и другими коммерческими банками, участвующими в программах государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и производителей сельскохозяйственной техники.